...Щедро изливающаяся благодать Духа не стесняется никакими пределами; она течет непрестанно, богатит преизбыточно (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 92). <Благодать> дарует способность трезвенною чистотою, непорочною мыслью, чистым словом, непритворною добродетелью уничтожать ядотворную силу греха... (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 92).
...Мы столько почерпаем от избытка благодати, сколько имеем веры, способной к ее принятию (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 92).
Как согрешающие суть должники, ибо прогневляют Бога, так и покрываемые благодатию Его, ради своей немощи и близости к отчаянию, должны более трепетать, как великие должники (сщмч. Петр Дамаскин, 72, 151).
Если человек не сделается бесстрастным, то Преблагий Бог не ниспосылает на него Всесвятаго Духа, чтобы он, по привычке, не был увлекаем страстями и не сделался виновным за нашествие (на него) Святаго Духа и не подпал большему осуждению. Но когда, по навыку к добродетели, он не будет уже иметь никакой дружбы с врагами и не будет увлекаться страстною привычкою, тогда получает благодать и таким образом не подвергается уже осуждению за получение дарования (сщмч. Петр Дамаскин, 72, 161).
Все, что Бог дает нам и удерживает от нас, все делает Он для пользы нашей, хотя мы, как дети, и не понимаем этого... Но когда кто-либо долгое время проведет в подвигах и очистит свое тело от большого и малого греха по действию, а потом и душу от всякого желания и всякого вида раздражительности, и привычкою к добру устроит нрав свой, так чтобы отнюдь ничего не делать пятью своими чувствами без хотения ума, и по внутреннему человеку ничему такому не делать снисхождения, и человек будет покорен самому себе, тогда и Бог ради бесстрастия покорит ему все, благодатию Святаго Духа. Прежде должен он покориться закону Божию, и таким образом, как разумный, покорит он себе то, что в его власти, так что ум будет царствовать подобно тому, как он в начале был создан, царством мудрым, целомудрым, мужественным и праведным (сщмч. Петр Дамаскин, 73, 64).
Бог всех руководит действиями Своей благодати. Посему не ленитесь и не унывайте, взывая к Богу день и ночь, чтоб умолить благость Бога Отца ниспослать вам помощь свыше к познанию того, как вам поступать (прп. Антоний Великий, 85, 28).
...Вступив в подвиг, старайтесь противостоять духу тщеславия, - противьтесь ему и его преодолевайте. Придет сила Божия, принесет вам помощь и пребудет с вами, и во всякое время будет подавать вам ревность и теплоту, которой ничего нет дороже. Если кто из вас увидит, что он не одарен этой теплотою, пусть постарается взыскать ее, - и она придет к ищущему ее. Она похожа на огонь, который люди, когда желают вскипятить на нем немного елея, раздувают, пока разгорится, и который, разгоревшись, берет свою естественную силу и вскипает, восходя вверх и паля. Равным образом, когда увидите, что души ваши охлаждаются по нерадению и лености, поспешите возбудить их, проливая над ними слезы. Без сомнения, придет тот огонь и соединится с душами вашими, и - приобретшие его воскипят добрыми делами (прп. Антоний Великий, 85, 36).
Дай сердце свое в послушание отцам твоим <духовным>, и благодать Божия вселится в тебя (прп. авва Исаия, 85, 464).
...В нас пребывает Вышний Господь и ради нас дается благодать, потому что раздающий благодать Господь соделался подобным нам человеком (свт. Афанасий Великий, 2, 232).
...Благодать Божия наипаче просияла, действуя в младенцах и в невысоких умом (свт. Василий Великий, 5, 242).
Невозможно нам соделаться способными к приятию Божественной благодати, не изгнав из себя порочных страстей, которые овладели нашими душами... И в сосуд, который был занят какой-нибудь зловонной жидкостью, не вымыв его, не наливают мира. Посему должно быть вылито помещавшееся прежде, чтобы могло вместиться вновь вливаемое (свт. Василий Великий, 5, 333).
...Благодать Божия не оставляет того, кто усердно сражается и подвизается (прп. Ефрем Сирин, 30, 110).
...Обязанность человека призвать благодать, чтобы она, пришедши, просветила его; обязанность человека, очистив себя, домогаться, чтоб благодать обитала в нем и помогала ему... (прп. Ефрем Сирин, 30, 111).
...При благодати же успеет <человек> во всякой добродетели, и просвещенный ею в состоянии будет уразуметь разнообразие и благолепие будущего века (прп. Ефрем Сирин, 30, 111).
Благодать делается <для человека> стеною и укреплением и охраняет его от века сего для жизни века будущего (прп. Ефрем Сирин, 30, 111).
По мере веры и благодать обитает в душе (прп. Ефрем Сирин, 30, 193).
Благодать Божия во всякое время часто посещает сердца наши, и если находит себе упокоение, то, вошедши, постоянно обитает в душе (прп. Ефрем Сирин, 30, 315).
...Когда благодать... встречает в сердцах наших зловоние нечистых помыслов, и тотчас отступает, не находя себе входа, чтобы вселиться и обитать в нас... и разве только светоносною своею сладостию производит впечатление на сердце, чтобы ощутил человек, что благодать посещала его, но не нашла себе входа, чтобы таким образом, усладившись озарением благодати, взыскал он ее (прп. Ефрем Сирин, 30, 316).
Блажен человек, который всегда старается уготовить благодати чистое сердце, чтоб, пришедши, нашла она благоухание добродетелей и святыню души и обитала в нем в век века (прп. Ефрем Сирин, 30, 316).
...Благодать не может совершенно отступить от нас, потому что собственным своим милосердием побуждается всех миловать (прп. Ефрем Сирин, 30, 316).
...Божественная благодать отверста всем, чтобы каждый наслаждался, сколько хочет: аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет (Ин. 7, 37) (прп. Ефрем Сирин, 31, 478).
Волны благодати и озарения Святаго Духа делаются приятными в сердце, и душа забывает вдруг и земное, и плотские вредные страсти (прп. Ефрем Сирин, 30, 364).
...Явление благодати приносит усладу, безмолвие и сокрушение (прп. Ефрем Сирин, 30, 364).
...Волны благодати согревают ум и душу... (прп. Ефрем Сирин, 30, 364).
Блаженны дела души, которая имеет в себе волны благодати. Она просвещается, услаждается, веселится, наполняется созерцанием и благоуханием (прп. Ефрем Сирин, 30, 365).
...Как источник не возбраняет черпать желающему, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет стать его причастником (прп. Ефрем Сирин, 30, 366).
...Благодать Божия приемлет грешника, от души <к Богу> приходящего. Ибо любит видеть слезы, жаждет видеть покаяние... (прп. Ефрем Сирин, 30, 332).
...Без благодати Божией человек бессилен к преспеянию в добродетелях (прп. Ефрем Сирин, 31, 212).
...Без <благодати> не вступай на путь добродетели, потому что змий злоумышляет против тебя; с нею только приступай к попечению о душе, потому что многие обольщают ум свой подобием добра (прп. Ефрем Сирин, 31, 634).
Постарайся иметь Божию благодать, озаряющую твой ум... услуживай ей, как своему хранителю, чтобы, оскорбленная тобою, не оставила тебя... (прп. Ефрем Сирин, 31, 634).
Вверься нежной любви <благодати>, потому что она начало всякого стяжания. Ты пока не видишь еще любви ее, потому что младенцы, сосущие млеко, не знают матерней попечительности. Будь долготерпелив, предоставь себя воле ее, и тогда уразумеешь ее благодеяния (прп. Ефрем Сирин, 31, 635).
...Многие желают стать ее сынами <благодати>, но надобно не желать только, а готовиться (прп. Ефрем Сирин, 31, 638).
...Многие наименовались ее сынами <благодати> по вере, но наследниками ее делаются не многие, по причине своего нерадения (прп. Ефрем Сирин, 31, 638).
Не всякий, возмужав, почитает матерь свою; так и благодать, хотя воздоила многих, но редкими бывает чтима. Не всякий разумеет болезни рождающей и труды воспитывающих, так и из нас не многие благодарны за ее благодеяния (прп. Ефрем Сирин, 31, 638).
Благодать не много имеет таких наследников, с которыми может вместе радоваться; если живут беспорядочно, она терпит, если нечествуют - отвращается, впрочем, не заключает своего недра, чтобы мы не умерли. Если с неблагодарными <она> такова, то почему боимся ее сообщества? Если к оскорбителям милостива, то почему не возьмем себе в мысль, что на любящих ее изливается она вся? (прп. Ефрем Сирин, 31, 638-639).
Не будем впадать в уныние, когда она <благодать> скрывается; не будем нерадивыми искушаемые, когда она вразумляет <искушениями> (прп. Ефрем Сирин, 31, 638).
<Благодать> знает, что полезно <нам>, и природа наша известна ей; знает меру каждого и столько дает к наслаждению (прп. Ефрем Сирин, 31, 639).
При всяком случае и всеми возможными способами призывает нас к себе благодать Твоя, Господи; милосердие Твое употребляет все побуждения и средства, желая даровать нам жизнь (прп. Ефрем Сирин, 33, 137).
Сколько блаженны мы, грешники, потому, что самая благодать восстает на помощь нашу! Если принесем одну каплю слез, она изгладит и уничтожит все рукописание наших долгов (прп. Ефрем Сирин, 33, 212-213).
Что от благодати, в том есть радость, есть мир, есть любовь, есть истина (прп. Макарий Египетский, 66, 65).
Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжении времени и целых лет (прп. Макарий Египетский, 66, 72).
...Когда благодать овладевает пажитями сердца, тогда царствует она над всеми членами и помыслами: ибо там ум и все помыслы, и чаяние души (прп. Макарий Египетский, 66, 120).
...Имеющие благодать Божию должны... быть смиренномудрыми, исповедовать нищету свою (прп. Макарий Египетский, 66, 123).
...Если... имеющие благодать превознесутся и станут надмеваться сердца их, то Господь отъемлет у них благодать Свою... (прп. Макарий Египетский, 66, 123-124).
...Огонь сей <благодати> прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила Воскресения, действенность бессмертия, просвещение святых душ, утверждение умных сил (прп. Макарий Египетский, 66, 190).
Невещественный и Божественный огонь освещает души и искушает их, как неподдельное золото в горниле, а порок попаляет, как терние и солому... (прп. Макарий Египетский, 66, 190).
...Если не явятся свыше небесные облака и благодатные дожди, ни в чем не успеет трудящийся земледелатель (прп. Макарий Египетский, 66, 197).
...Божественная благодать, которая в одно мгновение может человека очистить и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение... (прп. Макарий Египетский, 66, 272-273).
Лишаются же благодати и гибнут <люди> по двум причинам: или потому, что не переносят терпеливо постигших скорбей, или потому, что, усладившись греховными удовольствиями, предаются им (прп. Макарий Египетский, 66, 274).
Нередко благодать действует в человеке непрестанно, подобно тому, как и глаз в теле. Но вместе пребывает в человеке и грех, и в обольщение вводит ум (прп. Макарий Египетский, 66, 352-353).
...Присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека... (прп. Макарий Египетский, 66, 355).
Иные в такой мере упокоеваются благодатью Божиею, в какой могут владеть собою и не уступать над собою победы живущему в них греху (прп. Макарий Египетский, 66, 412).
...Нисходящая благодать через очищение внутреннего человека и ума совершенно отъемлет покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и отревает от души всякую скверну и всякий нечистый помысл с тою целью, чтобы душа сделалась чистою и, прияв собственное свое естество, ясными очами и невозбранно взирала на славу истинного света (прп. Макарий Египетский, 66, 412).
...Вкушение Божией сладости выше всякой сытости (прп. Макарий Египетский, 66, 419).
В ком благодать пребывает, в том делается как бы чем-то естественным и неотъемлемым; будучи единою, она различными образами, как ей угодно, домостроительствует в человеке к его же пользе (прп. Макарий Египетский, 66, 424).
...Ожидающему от Бога приять семя благодати надлежит сперва очистить землю сердца своего, чтобы падшее на нее семя Духа принесло совершенные и обильные плоды (прп. Макарий Египетский, 66, 445).
...Благодать требует, чтобы причащающаяся оной душа была благоговейна и благомысленна, чтила благодать и показывала в себе достойные плоды (прп. Макарий Египетский, 66, 456).
...Душа, в продолжение времени и многих лет оказывающаяся благоискусною, ничем не преогорчевающая и не оскорбляющая благодать, в самой постепенности находит для себя пособие (прп. Макарий Египетский, 85, 227).
...Благодать тайно производит в сердцах любовь свою и горечь превращает в сладость, а жестокосердие - в мягкосердие (прп. Макарий Египетский, 85, 228).
...Без благодати никто не может служить Богу, т. е. благоугождать, исполняя во всем волю Божию (прп. Макарий Египетский, 85, 239).
...Благодать, как Божественная и небесная, просвещает, руководит, умиряет... все устрояет во благое (прп. Макарий Египетский, 85, 249).
...Бывает время, когда благодать сильнее воспламеняет, утешает и упокоивает человека; и бывает время, когда она умаляется и меркнет, как сама она домостроительствует сие на пользу человеку (прп. Макарий Египетский, 85, 259).
...Кто достигает совершенной любви, тот делается уже узником и пленником благодати (прп. Макарий Египетский, 85, 266).
...Цветущая духом благодать не в ком другом бывает, а только в умертвивших себя греху (свт. Григорий Нисский, 18, 326-327).
...Говорят: почему благодать простерлась не на всех, напротив того, иные приступили к учению, немалая же часть остается неприступившею, без сомнения потому, что Бог или не хотел, или не мог, чтобы благодеяние для всех было щедро? А то и другое не освобождает от порицания. Ибо неприлично Богу и не хотеть и не быть в силах делать добро. Посему если вера есть нечто доброе, то почему, спрашивают, благодать не на всех?.. Имеющий власть над вселенною, по преизбытку чести уделенной человеку, предоставил иному и в нашей быть власти, и над этим каждый сам единственный господин. А это есть произволение, нечто не рабственное, но самовластное, состоящее в свободе мысли. Итак, подобное обвинение справедливее возложить на тех, которые не были приведены к вере, а не на Призывавшего к согласию (свт. Григорий Нисский, 21, 77-78).
...Когда действует рука Его <Божия>, тогда невозможна безуспешность в чем бы то ни было или, вернее, невозможно не дойти до самой высшей степени блеска и славы, только бы при этом было и должное с нашей стороны (свт. Иоанн Златоуст, 45, 120).
...Благодать сделала (людей) из младенцев мужами совершенными (свт. Иоанн Златоуст, 45, 372).
...Благодать Духа, когда есть у нас добрые дела и душа орошается великою милостынею, пребывает в нас, как огонь, поддерживаемый елеем, а без нее отступает и удаляется... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 281).
Спаситель видел, что человеческая природа изнемогает под игом работы и уклоняется от борьбы по слабости; поэтому Он восполняет недостаток ее силою Духа, чтобы утешить ее, удрученную нашею немощью, и как бы какой уздой укрепляет ее Божественною благодатию, чтобы, восприняв от благодати то, чего не имела по природе, она вышла на борьбу, возбужденная силою Духа (свт. Иоанн Златоуст, 47, 830).
Невозможно... ни свидетельствовать мужественно, ни проповедовать ревностно, ни совершить вообще что-либо великое и трудное, если сила Духа Святаго не подкрепит духа свидетеля <мученика> (свт. Иоанн Златоуст, 47, 831).
...Благодать Божия сделала бы нас тверже алмаза и совершенно непобедимыми, если бы мы пожелали (свт. Иоанн Златоуст, 48, 23).
Благодать (Божия) готова, и ищет, кто бы принял ее с усердием (свт. Иоанн Златоуст, 48, 67).
Будем же все мы... всё приписывать высшей благодати, потому что хотя и природа действует, но не своею силою, а повинуясь повелению Создателя (свт. Иоанн Златоуст, 48, 191).
Благодать Духа обильна и, изливаясь на всех, не терпит от того никакого в себе уменьшения, а еще более умножается в самом разделении между многими, и чем больше тех, которые приобщаются благодати, тем обильнее становятся и дары ее (свт. Иоанн Златоуст, 48, 490).
Благодать Духа ниспосылается в обилии там, где соединяются целомудрие, честность и другие добродетели... (свт. Иоанн Златоуст, 48, 499).
Благодать Всесвятаго Духа не только преподает людям нравственное и догматическое учение, но и прямо научает их тому, как должны воспевать они Творца (свт. Иоанн Златоуст, 49, 739).
...Божественная благодать не дается тем, кто не имеет благого произволения... (свт. Иоанн Златоуст, 49, 792).
...Кто сам желает и старается приобрести дары благодати, тому и Бог дарует все, а в ком нет этого желания и старания, тому не принесет пользы и то, что он имеет, и Бог не сообщит ему даров Своих... Это не значит, что Бог отнимает у него, но что не удостаивает его даров Своих (свт. Иоанн Златоуст, 51, 476).
Благодать не истощается и не оскудевает. Этот источник струится беспрестанно, и от полноты его мы можем исцелить и души, и тела наши (свт. Иоанн Златоуст, 51, 689).
Благодать изливается на всех... Но те, которые не хотят воспользоваться этим даром, те по справедливости самим себе должны приписывать такое ослепление (свт. Иоанн Златоуст, 52, 58).
...Не только наше происхождение из небытия, но и немедленное, по происхождении, научение тому, что должно делать и чего не делать, вложение закона этого в самую природу нашу, внедрение в нас неподкупного судилища совести - все это есть дело величайшей благодати и неизреченного человеколюбия (свт. Иоанн Златоуст, 52, 93).
...Получив столь великую благодать и истину, не сделаемся, вследствие самой великости дара, беспечны. Чем большей мы удостоены почести, тем более должны быть и добродетельны (свт. Иоанн Златоуст, 52, 95).
Как солнечные лучи светят каждый день и никогда не истощаются, и свет от их излияния на многие предметы не уменьшается, так и еще более сила Духа нисколько не уменьшается от множества приемлющих ее (свт. Иоанн Златоуст, 52, 239).
Благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается (свт. Иоанн Златоуст, 52, 335).
Мы были врагами и грешниками, были лишены дара Божия и стали ненавистными Богу; а благодать есть свидетельство примирения, и дар подается не врагам и лицам ненавистным, но друзьям и людям благоугодившим. Поэтому надлежало прежде принестись за нас Жертве, разрушиться вражде во плоти, нам соделаться друзьями Божиими и тогда уже получить этот дар (свт. Иоанн Златоуст, 52, 336).
...Благодать распространяется подобно источнику, расположение же приступающих к ней является для нее сосудом, определяет меру, в какой каждый ее получает (свт. Иоанн Златоуст, 52, 757).
Такова благодать Духа: она побеждает телесные болезни и создает самую горячую любовь (свт. Иоанн Златоуст, 53, 486-487).
...От благодати зависит и то, чтобы стоять твердо, а не колебаться. А когда услышишь о благодати, не подумай, что будет отвергнута награда за произволение (свт. Иоанн Златоуст, 53, 500).
Грех лишил нас настоящей жизни, а явившаяся благодать даровала нам не только настоящую, но и бессмертную, и вечную жизнь (свт. Иоанн Златоуст, 53, 599).
...Благодать не только сопутствует тебе в трудах и опасностях, но и содействует в самых легких, по-видимому, делах и во всем оказывает свою помощь... (свт. Иоанн Златоуст, 53, 668).
Кто имеет благодать у Бога, тот не боится никого, хотя бы терпел множество зол не только человека, но самого дьявола (свт. Иоанн Златоуст, 54, 10).
Закон если поймает убийцу, то осуждает его на смерть, а если благодать настигнет убийцу, то освящает и оживляет его (свт. Иоанн Златоуст, 54, 527).
...Благодать Духа не может излиться на неблагодарного и находящегося во вражде... (свт. Иоанн Златоуст, 54, 780).
Если бы мы все приобщились Духа, как следует приобщиться, то и небо узрели бы и свое будущее там состояние (свт. Иоанн Златоуст, 55, 17).
Как же можно привлечь к себе благодать? Делая угодное Богу, во всем повинуясь Ему (свт. Иоанн Златоуст, 55, 833).
...Мы, хотя бы лишились друзей, хотя бы подверглись какому-нибудь другому бедствию, не будем чувствовать никакой скорби, если благодать будет находиться при нас и ограждать нас (свт. Иоанн Златоуст, 55, 833).
Когда благодать бывает с нами? - Когда мы не оскорбляем этого благодеяния, когда не пренебрегаем этим даром... Что такое благодать? Отпущение грехов, очищение; оно с нами. Кто же, оскорбляя благодать, может сохранить ее и не лишиться ее? Бог даровал тебе отпущение грехов: как же пребудет с тобою благодать, т. е. благонастроение или действие Духа, если ты не будешь удерживать ее добрыми делами? В этом причина всех благ, чтобы всегда пребывала с нами благодать Духа; она руководит нас ко всему доброму; а когда она отлетает от нас, то мы остаемся покинутыми и погибаем. Не будем удалять ее: а от нас зависит, чтобы она осталась при нас или удалилась. Первое бывает тогда, когда мы заботимся о небесном, а второе тогда, когда о житейском (свт. Иоанн Златоуст, 56, 279).
...Душа, преданная миру, не может иметь Духа. Много нужно усердия с нашей стороны, чтобы Он оставался с нами, устроял все наши дела и сохранял нас в безопасности и совершенном мире (свт. Иоанн Златоуст, 56, 279).
...Душа, руководимая Божественным Духом, стоит выше всех житейских треволнений, проходит путь, ведущий к небу, быстрее всякого корабля, - потому что паруса ее чисты и наполняются не ветром, а самим Утешителем, - и все расслабляющее и пагубное отвергает от своих помыслов. И как ветер, ударяя в слабо натянутый парус, не может действовать, так и Дух не может пребывать в душе слабой, но требует великого напряжения и усилия (свт. Иоанн Златоуст, 56, 280).
Как паутина не может сдержать дуновения ветра, так и душа, преданная миру, и человек душевный никогда не может принять благодати Духа (свт. Иоанн Златоуст, 56, 280).
...Благодать иногда даже нерадивых и беспечных посещает тем наитием святым и тем обилием благих помышлений... Она наитствует и недостойных, возбуждает усыпленных, просвещает одержимых слепотою неведения и, изливаясь в сердца наши, милостиво обличает и укоряет, чтобы хотя сим образом подвиглись мы восстать от сна беспечности. Иные же в ее сокровенных и неожиданных посещениях исполняются благоуханием духовным, превышающим всякую приятность мастей, составляемых человеческим искусством, так что дух, будучи проникнут сею сладостию, вземлется в некоторое исступление духовное и забывает уже о том, в теле ли он пребывает в то время (прп. авва Даниил, 57, 226).
Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону и вспомоществует во всем так, что иногда и от нас требует или ожидает некоторых усилий; чтобы не дать даров своих беспечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной беспечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось беспричинным, сообщает их вследствие нашего желания и труда. Впрочем, благодать Божия всегда дается даром, потому что за малые наши усилия воздает нам бессмертием и нескончаемым блаженством с неоценимою щедростью (прп. авва Херемон, 57, 413).
...Благодать Божия всегда упражняет произвол человеческий, так что не во всем покровительствует и защищает его, так чтобы не было уже места его собственным усилиям в борьбе с духовными врагами; и это для того, чтобы в случае победы над врагом он исповедовал помощь Божию себе, а в случае победы врага узнал свою немощь, и таким образом учился полагаться не на свою силу, но на помощь Божию и непрестанно прибегал к своему Покровителю (прп. авва Херемон, 57, 415-416).
...Благодать Божия не только отсекает ветви зла, но и самые корни развращенной воли исторгает (прп. авва Феона, 57, 563).
Чистым хранящие в себе образ Сотворшего приемлют от Него благодать и творят с Ним чудеса (прп. Исидор Пелусиот, 61, 11).
...По какой причине благодать Божия нисходит не на всех? Знай же... сие бывает потому, что она испытывает сперва произволение, а потом нисходит. Ибо, хотя и благодать, но изливается не просто, но, соразмеряясь с приемлющими, истекает в такой мере, в какой найдет вместительным представленный ей сосуд веры. А если бы не требовала она сперва зависящего от нас, то нисходила бы на всех. Но поелику испытывает произволение и потом посещает... то на одних нисходит и пребывает на них, от других же отступает, а на иных не нисходит и первоначально (прп. Исидор Пелусиот, 62, 295).
...Если благословит Господь и труд произволения нашего, мы станем все творить без труда, непринужденно и со сладостью, и от всего получать пользу (прп. Зосима, 87, 129).
Всякий, православно крестившийся, получил таинственно благодать. Удостоверяется в сем по мере исполнения заповедей (прп. Марк Подвижник, 67, 37).
Благодать Духа одна и неизменна, но действует она в каждом особенно, как хочет (прп. Марк Подвижник, 67, 41).
Есть действие благодати, не узнаваемое младенцем (по духовному возрасту), и есть действие злобы (врага), похожее на истину. Хорошо не слишком засматриваться на такие действия, ради возможности обмана, и не проклинать их ради того, что может быть тут истина, но все с надеждою приносить Богу, ибо он знает пользу того и другого (прп. Марк Подвижник, 85, 562).
Крестившимся во Христа таинственно дарована уже благодать; но воздействует она (ощутительно) по мере делания заповедей. Хотя благодать сия не перестает помогать нам тайно, но в нашей состоит власти делать или не делать добро по своей воле (прп. Марк Подвижник, 85, 565).
...Благодать сокрыта бывает в поучении ближнего; бывает, что иногда она последует за мыслью во время чтения и научает ум своей истине посредством естественного следствия (из той мысли). Итак, если мы не будем скрывать сего таланта в таких и подобных частных случаях даемого (т. е. будем следовать тому, что внушает благодать), то действительно внидем в радость Господа (сподобимся действенной благодати) (прп. Марк Подвижник, 85, 565).
Ищущий (чающий получить) действенности Святаго Духа прежде делания заповедей, подобен купленному за деньги рабу, который в то время, как его только что купили, ищет, чтоб вместе с уплатой за него денег подписали ему и свободу (прп. Марк Подвижник, 85, 565).
Как дождь, излившись на землю, питает и поддерживает в растениях свойственное им качество: в сладких - сладость, в терпких - терпкость, так и благодать, наитствуя сердца верующих, сподобляет их воздействий своих, сообразно с их добродетелями, сама в себе не изменяясь. Алчущему Христа ради бывает она пищею, жаждущему - сладким питием, зябнущему - одеждою, труждающемуся - успокоением, молящемуся - извещением (что молитва услышана), плачущему - утешением (прп. Марк Подвижник, 85, 570).
Как море волнуемое, когда возливают на него елея, обыкновенно стихает, потому что тучность елея препобеждает силу воздымающей волны бури, так и душа наша, умащаемая благодатию Святаго Духа, сладостною исполняется тишиною; потому что по слову Пророка: обаче Богови повинися душе моя (Пс. 61, 6), - тогда к обрадованию ее пресекается всякое в ней волнение, уступая приосеняющей ее благостыни Духа, и порождаемому тем бесстрастию. Почему, какие бы потрясения ни покушались в ту пору произвести в душе бесы, она пребывает мирствующею в себе и полною всякого радования. Но в такое состояние никто не может прийти, ни пребывать в нем, если не будет непрестанно отрезвлять и услаждать душу свою страхом Божиим; ибо страх Господень приносит подвизающимся некий вид непорочности и чистоты (блж. Диадох, 87, 25).
Благодать вначале обыкновенно озаряет душу своим светом с сильным того ощущением, а когда успехи в духовно-христианской жизни подвинутся вперед, тогда она большею частью неведомо для боголюбивой души свои совершает в ней таинства: чтобы после того (по умиротворении души) ввести нас в радовании на стезю божественных созерцаний, как будто бы мы только что призываемы были из неведения в ведение, посреди же подвигов (об умирении души от страстей) блюсти наш помысл нетщеславным. Подобает нам в меру быть ввергаемыми в печаль, как бы мы были оставлены благодатию, да паче смиримся и научимся покорствовать Господним о нас определениям, а потом благовременно входить в радость, благою окрыляясь надеждою... (блж. Диадох, 87, 46).
...Прежде крещения благодать совне направляет душу на добро, а сатана гнездится в самых глубинах ее, покушаясь преграждать уму все правые исходы; с того же часа, как возрождаемся в крещении, бес бывает вне, а благодать внутри. Почему и находим, что как древле господствовала над душою прелесть, так по крещении господствует над нею истина. Действует после сего и сатана на душу, как и прежде, а нередко даже горше того, но не как соприсущий благодати: да не будет! а дымя как бы пред умом чрез мокротность тела, приятностью бессловесных сластей. Бывает же сие по попущению Божию, чтоб человек достигал наслаждения добром не иначе, как проходя чрез бурю, огонь и искушение (блж. Диадох, 87, 50).