[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Посох духовный » Святые Отцы о... » О вИдении (http://optina.org.ru/books/sokrovistchnitsa/titul.htm)
О вИдении
putnik_shepДата: Суббота, 06.11.2010, 10:24 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline
http://optina.org.ru/books/sokrovistchnitsa/v/vi_denie/index.htm

Духовных виaдений, как полагаю, восемь. И семь из них — нынешнего века, а восьмое есть делание будущего века… Первое есть познание скорбей и искушений этой жизни… и сетование о всем, что естество человеческое потерпело чрез грех. Второе — познание своих согрешений и благодеяний Божиих… Третье — познание ужасного, бывающего перед смертью и после смерти… Четвертое — уразумение жизни в этом мире Господа нашего Иисуса Христа и учеников Его и прочих святых, мучеников и преподобных отцов, дел их и слов. Пятое — познание естества и изменения вещей… Шестое — видение существующего, т. е. познание и уразумение чувственных созданий Божиих. Седьмое — уразумение мысленных созданий Божиих. Восьмое — познание о Боге, называемое богословием.
Из этих восьми видений три первые приличны проходящему деятельную добродетель, дабы он успел многими и горькими слезами очистить душу свою от всех страстей и получить от Бога, по благодати, и прочие (виaдения); пять же — перешедшему к видению, т. е. получившему познание (духовное), за доброе хранение и всегдашнее исполнение телесных и нравственных, т. е. душевных деланий; чрез что и сподобляется их ощущения явно и мысленно. От первого получает делатель начало познания, и по мере того, как он после этого старается о делании и поучается в данных ему разумениях, преуспевая в них, пока не придет в навык их, — само собою является в уме его иное познание, и подобно сему и прочие (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 60—62).

Исполняй заповеди Господа — и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 105).

Молись в сокрушении духа Господу, чтобы Он открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его, который — Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 108).

Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача — Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 109).

Ум, очищенный Чашею Христовою, соделывается зрителем духовных видений: он начинает видеть всеобъемлющий, невидимый для плотских умов Промысл Божий... видеть Бога в великих делах Его — в создании и воссоздании мира (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 550).

Видение судеб Божиих — видение духовное. Возводится Божественною благодатию, в свое время, к этому видению ум христианина, подвизающегося правильно (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 78).

Должно... видеть и созерцать судьбы Божии оком веры, оком духовного разума, и, не дозволяя себе бесплодных суждений по началам человеческим, погружаться благоговейно в священное недоумение, в священный духовный мрак, который вместе и чудный свет, которым закрыт Бог от умственных взоров и человеческих и ангельских (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 81—82).

...Кто не внимает хранению ума своего, тот не может быть чист сердцем, тот не сподобится зреть Бога (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 152).

Совершенство существа Божия служит причиною неприступности его не только к видению тварями, но и к постижению: оно — мрак под ногами Его (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 324).

В обыкновенном состоянии падения, в котором пребывает все человечество, мы не видим духов ни чувственно, ни духовно; мы поражены сугубою слепотою (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 6).

Чтоб бороться с врагом, надо непременно видеть его. Без видения духов борьба с ними не имеет места: может быть одно увлечение ими и рабское повиновение им (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 7).

До падения человека тело его было бессмертно, чуждо недугов... дебелости и тяжести... Облеченный в такое тело... человек был способен к чувственному видению духов, к разряду которых он принадлежал душой, был способен к общению с ними, к тому Боговидению и общению с Богом, которые сродны святым духам (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 7—8).

...Чрез допущение дебелости нашему телу мы сделались неспособными к чувственному видению духов, в область которых мы ниспали (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 12).

Чувственное видение, без духовного, не доставляет должного понятия о духах, доставляет одно поверхностное понятие о них, очень удобно может доставитъ понятия самые ошибочные, и их-то наиболее и доставляет неопытным и зараженным тщеславием и самомнением (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 19).

Святые отцы предпочитали всякое духовное видение видению чувственному... Те преподобные иноки, которые сподобились обильного видения духовного, обиловали духовным рассуждением и другими возвышеннейшими дарованиями Святаго Духа (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 21).

Видение чувственными очами духов приносит всегда больший или меньший вред тем человекам, которые не имеют духовного видения (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 23).

Истинного Христова подвижника вводит в видение Сам Бог… тогда отделяются призраки истины, в которые облекается ложь, от истины; тогда даруется… духовное видение духов… обнаруживающее пред ним свойства этих духов (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 24).

Единственный правильный вход в мир духов — христианское подвижничество. Единственный правильный вход к чувственному видению духов — христианское преуспеяние и совершенство. Вводит в это видение тех, которые должны войти в него, Сам Бог (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 53).

Вторгающийся в чувственное видение духов самопроизвольно поступает неправильно, незаконно, в противность воле Божией: невозможно такому избежать обмана и следующих за обманом самооболыцения и повреждения (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 53).

Как в состоянии видения зритель — ум, то и видение названо святыми отцами видением умным, т. е. умственным. Как состояние видения доставляется Святым Духом, то и видение названо духовным, будучи плодом Святаго Духа. Этим оно различается от созерцания (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 54).

Созерцание свойственно всем человекам; каждый человек занимается созерцанием, когда захочет. Видение свойственно одним очищающим себя посредством покаяния; является оно не по произволу человека, но от прикосновения к духу нашему Духа Божия (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 54—55).

<Умиление> состоит из вкушения богоугодной печали, растворенного благодатным утешением, и отверзает пред умом доселе не виденное им зрелище. От духовного ощущения является духовное видение, как Священное Писание говорит: Вкусите и видите (Пс. 33, 9). От видения усугубляется ощущение. “От делания с понуждением рождается безмерная теплота... Такое делание и хранение утончавают ум... и доставляют ему способность видеть” (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 55).

Врата в духовное видение — смирение. Постоянное пребывание умиления сопровождено с постоянным видением (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 55).

Желающему постоянно пребывать в умилении и духовном видении должно заботиться о постоянном пребывании в смирении, изгоняя из себя самооправдание и осуждение ближних, вводя смирение самоукорением и сознанием своей греховности пред Богом и человеками (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 55—56).

Первое духовное видение есть видение своих согрешений, доселе прикрывавшихся забвением и неведением. Увидев их при посредстве умиления, подвижник немедленно получает опытное познание о предшествовавшей слепоте духа своего, при которой существующее и существовавшее представлялось ему вовсе несуществовавшим и несуществующим (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 56).

Отъемляется от него <подвижника> обольстительное и обманчивое воззрение на земную жизнь, доселе представлявшуюся ему бесконечною: он начинает видеть грань ее — смерть... усматривает необходимость Искупителя... стяжавает живую веру во Евангелие и начинает жизнью исповедовать Евангелие, <в котором>, как бы в зеркале, еще яснее видит и падшее естество свое, и падение человечества, и лукавых духов (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 56).

Когда же Божественною благодатию начнет очищаться дух человеческий, тогда он постепенно переходит от познания духов к духовному видению их. Это видение совершается умом и сердцем, даруется Духом Святым. Оно естественно уму и сердцу обновленным (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 59).

Духовное видение, от которого духовное рассуждение, является от духовного ощущения (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 62).

Благодатное, живое, мысленное ощущение духов есть духовное видение их (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 76).

Видение гордых есть ужасная слепота; а невидение смиренных есть способность к видению Истины (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 172).

Познания, доставляемые Словом Божиим, вернее познаний, доставляемых даже истинными и святыми видениями (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 229).

Ни поразительнейшие знамения, ни видения грозные, ни видения насладительнейшие не производят благотворного впечатления на сердце, не доставляют ему спасения, если оно не направлено на путь спасения законом Божиим (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 230).

Живое и постоянное памятование Бога есть видение Бога (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 254).

Нет никакой пользы видеть Господа телесными очами, когда слепотствует ум, когда вера — эта сила духовного зрения — не действует. Напротив того, когда действует вера, тогда отверзаются небеса, и зрится Сын одесную Отца, везде сый по Божеству и вся исполняяй, Неописанный (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 273—274).

Увидеть Бога ясно видимого в видимой природе, воздать Ему поклонение, славословие, благодарение предоставлено всем человекам: увидели Его весьма немногие; увидели Его те, которые не отъяли у себя способности к зрению рассеянною чувственною жизнью (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 290).

Однажды пришел к авве Силуану его ученик Захария и нашел его в восхищении, а руки его были распростерты к небу. Затворив дверь, Захария вышел. Потом опять приходил около шестого и девятого часа и находил его все в том же положении. Наконец постучался в десятом часу, вошел в келью и увидел, что авва отдыхает. “Что с тобой, отец, сделалось?” — спросил Захария старца. “Сегодня, сын мой, я занемог”, — отвечал старец. Но Захария, обняв его ноги, сказал: “Не отстану от тебя, авва, до тех пор, пока не скажешь мне, что ты видел”. Старец открыл ему: “Был я восхищен на Небо, видел славу Божию и находился там до этого времени, а теперь отпущен” ( 97, 259—260).


 
Форум » Посох духовный » Святые Отцы о... » О вИдении (http://optina.org.ru/books/sokrovistchnitsa/titul.htm)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: