[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Форум » Полезное в Пути » Слово, мысль, психология. » Психология человека
Психология человека
ИрияДата: Суббота, 09.01.2010, 20:39 | Сообщение # 31
Группа: Нашедшие...
Сообщений: 345
Статус: Offline
Кто я? Где я? Какой я?
Природа и психология личности · 18 мая 2009 г.

Если взять всю психологическую практику, то две основные проблемы, с которыми приходится работать — это налаживание отношений и неуверенность в себе. Да и то, трудности в отношениях — это, как правило, следствие нарушенной самооценки. А стало быть каждый раз все сводится к тому, чтобы научить человека трезво смотреть на себя и свойства своей личности, примирить его с собой.

Но вот как раз здесь начинается самая путаница — что же считать собой, что взять за точку отсчета, когда в голове такая путаница? Это сродни вопросу о счастье — ответ вроде бы и очевиден, но не так прост, если задуматься серьезно.

Сложность этого вопроса состоит в том, что при взгляде внутрь себя, там обнаруживается сплошной кавардак. Интроверты знают свой мир чуть лучше экстравертов, но слишком склонны себя запутывать. Экстраверты вроде бы и способны взглянуть на себя по-простому, но находят внутри такую неразбериху, что быстро отказываются от этой затеи.

В итоге, те и другие вынуждены воспринимать себя как непознаваемую данность, как некую аморфную сущность, которая выражает себя в мыслях, чувствах и поступках. А постоянство ее реакций считают своим характером, своей индивидуальностью и очень радуются, когда эта неконтролируемая индивидуальность вызывает всеобщее одобрение, и настолько же глубоко огорчаются, когда она не находит у окружающих должного понимания.

Это и есть фундамент самооценки — насколько «Я» соответствую тому, что от меня ждут. Хотя вернее было бы сказать, что это не самооценка, а ее отсутствие, ведь если не я «сам» себя оцениваю, то это и не САМОоценка, да? Это — МЕНЯоценка…

Нас учат стремиться к этому соответствию, что приводит к весьма печальным последствиям. Вместо того, чтобы искать себе в жизни такое место, которое бы соответствовало нашей сущности, мы ищем способа переделать свою сущность под имеющиеся социальные требования и возможности. Отсюда и начинается внутренний разлад и указанная путаница — очень скоро человек вообще забывает, кто он есть, какой он есть и чего хочет от жизни.

То, что я о себе думаю — это не то, что я чувствую. То, что я чувствую — это не то, что я делаю. То, что я делаю, идет вразрез с тем, что я хочу о себе думать…


 
ИрияДата: Суббота, 09.01.2010, 20:39 | Сообщение # 32
Группа: Нашедшие...
Сообщений: 345
Статус: Offline
Я — это мое тело

Это самый наивный, но вполне естественный вариант самовосприятия. Свое тело мы каждый день видим во множестве зеркал, и всякий раз — о чудо! — оно демонстрирует безропотное подчинение нашей воле. Захотели поднять руку — подняли. Захотели скорчить гримасу — запросто. Тело самым непосредственным образом реагирует на позывы души, что и создает иллюзию нераздельности или даже тождественности с «Я».

Взрослый человек так и говорит — «Я иду», «Я ем», «Я дышу», «Я мерзну». И когда тело испытывает тот или иной дискомфорт, он констатирует — «Мне плохо, я страдаю». Но ведь на самом-то деле плохо не «Мне», а только моему телу…

Ребенок в первые месяцы жизни воспринимает свое тело, как что-то инородное, внешнее. Он играет со своими руками, как если бы они были погремушками, и только спустя некоторое время замечает разницу между своими конечностями и предметами окружающего мира. Взрослый человек может воскресить в памяти подобные переживания, по аналогии с ощущениями в отсиженной ноге, когда она вроде бы и есть, но воспринимается как чужая.

На самом деле, ощутить отдельность себя от своего тела довольно просто — нужно лишь настроиться на нужный лад и правильно сфокусировать внимание. Например, можно встать под холодный душ и пронаблюдать, что мерзнет именно тело, а «Я» при этом может оставаться в стороне и наблюдать за процессом. Возможно, поймать нужный настрой с первого раза не получится, но не с первого, так со второго — ничего сложного тут нет.

Провести такое отделение себя от своего тела очень важно и интересно, поскольку позволяет в дальнейшем относиться к телесному дискомфорту более философски и сохранять душевное равновесие, даже когда телу не вполне уютно. То есть, можно страдать от голода, а можно иметь в виду, что телу хочется перекусить, и при этом ничуть не страдать. Второй вариант несколько более конструктивен, да?

Еще здесь можно вспомнить про инстинкты, которые на генетическом уровне заложены в организм и никоим образом нам не подчиняются. То есть, мы конечно можем противостоять своим инстинктивным позывам, но власти над ними все равно не имеем, а само это противостояние добром не заканчиваются. Инстинкт — это голос самой жизни, и попытка его заглушить ведет к смерти.

Инстинкты неподвластны нашему «Я», мы можем лишь наблюдать их в явной или косвенной форме. Можно было бы сказать, что «Я» — это мои инстинкты, и это будет хорошей попыткой приблизиться к истине. Основы инстинктивного поведения заложены в нас природой, а не приобретены с воспитанием, поэтому им можно доверять — они не подведут, потому что выражают потребности того, чем вообще является человек.

Но все-таки «Я» — это не мои инстинкты и «Я» — это не мое тело. Физическая оболочка — это скорее одно из условий задачи, которую, придя в этот мир, все мы решаем. Суть же этой задачи и ключ к ее решению кроется в чем-то другом.


 
ИрияДата: Суббота, 09.01.2010, 20:40 | Сообщение # 33
Группа: Нашедшие...
Сообщений: 345
Статус: Offline
Я — это мой ум

Следующий и самый проблемный уровень непонимания — это отождествление себя со своими мыслями, с тем, что происходит на самой поверхности сознания. Здесь срабатывает тот же самый принцип восприятия — «Я есть то, что я контролирую». Способность управлять внутренним диалогом создает иллюзию того, что именно в этом и выражается моя самость, мое «Я». Ведь приписывать себе заслуги и гордиться ими можно только, если они были результатом выражения моей свободной воли, а не животного инстинкта или психологическим автоматизма.

В классической психологии есть понятие «Эго», которое считается центром сознательной части личности, и начинающие любители психологических изысканий легко впадают в заблуждение, что «Я» и Эго — это одно и то же. Но это весьма далеко от истины. Эго — это лишь адаптационный механизм, прослойка между внешним и внутренним миром. Его функция утилитарна, но по странному стечению обстоятельств именно Эго со всеми его противоречиями оказывается во главе угла, что и создает почву для всех психологических проблем.

Метафора из жизни. Мы знаем, что кораблем управляет капитан, и если бы корабль задался вопросом о том, где находится его «Я», то правильным ответом было бы «Я — это капитан» (оставим пока в стороне романтические представления о собственной душе корабля). Но затем происходит странная метаморфоза и корабль вдруг начинает считать, что он — это штурвал, ведь именно движения штурвала вызывают смену курса и таким образом как будто выражают свободу корабельной воли. Но не сошел ли этот корабль с ума? Не слишком ли он возгордился в этом своем штурвалоцентризме?

То же самое происходит каждый раз, когда человек отождествляет себя с потоком мыслей в своем сознании. Мысли — это лишь рябь на воде, результат дуновения ветра, но не сам ветер. Считать себя своими мыслями, ставить знак равенства между собой и своим Эго — это узаконенная форма сумасшествия.

На практике это приводит ко множеству житейских проблем, которые невозможно решить, не перейдя на следующий уровень осознанности. Это как раз та самая точка приложения сил, над которой бьются практикующие психологи, — нужно выбить пациента из его привычной уверенности, что быть человеком разумным значит быть человеком здоровым.

Психологи даже придумали специальный термин такой — рационализация, только используют его обычно в более узком значении — например, для описания такой формы психологической защиты, когда пациент высасывает из пальца рассудочное рациональное объяснение своему иррациональному поведению и таким образом избегает необходимости признать настоящую природу своих поступков.

То есть, вот совершает человек какое-нибудь безрассудство (изменяет жене, например), а затем, вместо того, чтобы смириться с тем фактом, что он действительно этого хотел, что этот поступок отражает настоящую его личность, он придумывает рациональное «объяснение», которое снимает с него ответственность и позволяет и дальше пребывать в счастливой иллюзии, что он добропорядочный муж. Он говорит — «Я это сделал, потому что…» — и дальше начинает врать. Это и есть рационализация — самообман через логическое обоснование своих поступков.

В более широком смысле, рассудочное восприятие себя приводит к такой внутренней позиции — «Я» есть то, что я о себе думаю, «Я» такой, каким я решил быть — и это самая несусветная глупость какая только может быть.

Например, человек, начитавшись умных статей на каком-нибудь сайте, проникается логичностью приведенных там рассуждений об относительности любых моральных оценок и говорит себе — «Отлично! С этого момента я буду считать, что в людях нет ничего доброго или злого, люди нейтральны, их нельзя судить».

И сказав это, он считает дело сделанным: понял — значит изменился. Но как только близкий друг подсовывает ему большую свинью, он оказывается в подвешенном и весьма противоречивом состоянии — сволочью друга считать нельзя, ведь было же решено, что добра и зла нет, но в то же время простить его никак не получается — внутри все горит и хочется этого злейшего друга порвать на части.

Вот вам и внутренний конфликт — на интеллектуальном уровне человек считает, что добра и зла нет, но на уровне своих эмоций продолжает с той же безаппеляционностью раздавать оценки направо и налево. И точно так же продолжает судить себя за каждый промах и восхвалять за каждую самую мелкую победу. Это и создает почву для неуверенности в себе — реальное поведение не соответствует рассудочным представлениям о самом себе, какое уж тут может быть к себе доверие?

Ум чрезвычайно изворотлив в этой своей игре, и потому психологи до боли зубовной не любят умников. Если интеллект пациента не очень изощрен, то вывести его на чистую воду относительно просто — его логика содержит в себе массу очевидных противоречий, обратив внимание на которые, можно довольно быстро привести человека к осознанию того, что он о себе ничего не знает, и заставить его изучать себя с нуля. А вот с умниками беда — их логика тоньше и глубже, и разрушить ее куда сложнее.

Точно так же большие трудности с людьми недалекими, но принципиальными — их вообще логикой не проймешь, она их не интересует, поскольку все их внутренние рационализации построены на слепой вере в некие правила и принципы. Это догматики, под которых копать еще сложнее, чем под умников. Ну да не о том наш разговор.

Итак, «Я» — это не мой ум, не то, что я о себе думаю, не то, что я считаю правильным и неправильным, не мои принципы, не мои взгляды, не то, что я решил и до чего додумался, — это все поверхностная чепуха, которой удовлетворяться никак нельзя. «Я» — это нечто другое, что находится гораздо глубже.


 
ИрияДата: Суббота, 09.01.2010, 20:41 | Сообщение # 34
Группа: Нашедшие...
Сообщений: 345
Статус: Offline
Я — это моя память

Вообще-то, память относится к сфере ума и сознания, но этот вариант самозаблуждения стоит того, чтобы быть рассмотренным отдельно.

Только что мы обсудили, как устроены рассудочные представления о самом себе и, к каким проблемам приводит отождествление себя с этими своими мнениями, мыслями, оценками и принципами. Остался только один вопрос — а где все эти размышлизмы хранятся? Ведь не придумывает их человек каждый раз заново?

Для этого у человека есть память — копилка, в которую складываются готовые решения для типовых ситуаций. Человек помнит о принятых ранее решениях и знает, что правильный человек — последовательный человек. Так его научили, и потому он изо всех сил стремится придерживаться однажды сформированных взглядов и очень стыдится, когда его уличают в непоследовательности.

Однако принципы и мнения всегда отстают от течения времени. Сформированные вчера, они уже не пригодны сегодня. Постоянство, определенность и предсказуемость поведения — успокаивают, дают ощутить почву под ногами и создают иллюзию уверенности в себе… но иллюзия эта рассыпается в прах при первом же столкновении с непредсказуемой и переменчивой реальностью.

Иметь характер и быть постоянным в своих взглядах считается достоинством, заслуживающим самого глубокого уважения. А отсутствие четкой жизненной позиции и гибкость во взглядах считается унизительным приспособленчеством.

Иметь характер — хорошо, не иметь его — плохо. «Я» — это постоянство моих взглядов и ценностей, «Я» — это мой характер, а мой характер — это и есть моя личность. Такую подпрограмму воспитание прописывает в каждом ребенке.

Поэтому и получается, что человек с самого раннего детства начинает взращивать, холить и лелеять свой характер. Из всего многообразия доступных черт, свойств, взглядов и принципов формируется уникальный букет индивидуальных признаков, которые собраны вместе для одной единственной цели — заслужить признание и уважение. Потому что характер — это хорошо, а хороший характер — еще лучше.

Помните статью про Тень и Персону? Так вот, характер — это один из аспектов Персоны, это маска, которую мы предъявляем окружающим и — что гораздо опаснее! — самим себе. Мы верим в свой характер и до чертиков боимся его утратить, ведь в глубине души мы прекрасно понимаем, что весь наш эгоцентризм, вся наша психологическая защита от признания полной своей ничтожности в масштабах вселенной, построена на зыбкой почве памяти о самих себе. Отними у человека память, и что от него останется?

С точки зрения Эго, утрата памяти равносильна смерти, но умирает ли при этом мое «Я»? Если я лишусь памяти о самом себе, будет ли мое дальнейшее поведение тем же, что и раньше? Прийду ли я вновь к тем же взглядам и мнениям? Будет ли мой новый характер прежним, если формироваться он будет в других условиях? — Оставляю все эти вопросы вам для самостоятельных размышлений.


 
ИрияДата: Суббота, 09.01.2010, 20:42 | Сообщение # 35
Группа: Нашедшие...
Сообщений: 345
Статус: Offline
Я — это мои чувства

Прежде чем рассмотреть наш вопрос с этой позиции, нужно определиться с тем, о каких чувствах мы будем говорить. Если брать юнговскую концепцию психологических типов, то там есть интересный нюанс, на который важно сейчас обратить внимание. Есть у него там понятие преобладающей психической функции, одной из четырех — мышление, чувство, ощущение и интуиция. Первые две Юнг называет рациональными, вторую пару — иррациональными.

Вот тут и закавыка: Юнг говорит, что чувства рациональны! Точно так же, как рационально мышление. Разница между ними только в том, что мышление отвечает на вопрос «Правильно или неправильно?», а чувства — на вопрос «Хорошо или плохо?» Мышление пытается дать логическую оценку, чувства — нравственную.

И вот в этом ключе очень интересно взглянуть на разницу женской и мужской психологии, ведь сфера чувств практически полностью принадлежит женщинам. Большая часть женщин, в качестве преобладающей психической функции имеют чувство, мужчины же более-менее равномерно распределяют между собой остальные три функции. Сейчас эту тему раскрывать будет не к месту, но именно здесь скрывается секрет того, что мужчины и женщины похожи на существ с разных планет.

А для обсуждаемого вопроса нам важно другое, другой тип чувств — иррациональные, те что не подчиняются никакой логике, не зависят от мышления, не поддаются волевому контролю. Те эмоции, которые возникают вопреки голосу разума и содержат в себе гораздо больше психической энергии, чем всякое, самое отточенное, мышление.

Прежде всего, сюда относятся базовые эмоции: гнев, страх, печаль и радость. Это те эмоции, что заложены в человека от природы и никак не зависят от воспитания. Действуя на манер психических гормонов, они задают общую тональность в реагировании на текущую ситуацию. Гнев требует активных действий, проявления агрессии, страх рекомендует спасаться бегством, печаль констатирует потерю, радость — обретение. Эти эмоции можно принимать или не принимать, но их нельзя контролировать — они часть нашей животной природы, которую мы пытаемся скомпенсировать воспитанием.

Остальные эмоции можно назвать условными, на манер условных и безусловных рефлексов. Эти эмоции человек учится испытывать в течении жизни — это обида, злость, ревность, жалость, приязнь и неприязнь, любовь и ненависть… и тому подобное. В психологии эти эмоции иногда называют невротическими, поскольку они выражают искаженное восприятие реальности и являются признаком не вполне нормального функционирования психики. Здесь важна градация — чем интенсивнее эмоции из этого ряда, тем хуже у человека с головой.

Важно здесь то, что эти эмоции всегда находятся за рамками рассудочного контроля и возникают вне зависимости от того, что человек думает, что он считает правильным или неправильным, добрым или злым.

Например, воспитание учит человека осуждать агрессивность, называет такое поведение плохим, безнравственным и даже на спортивном ринге требует проявления спортивного азарта, а не чистой животной агрессии. Агрессия обществу опасна, потому что неуправляема. И вот, пройдя полный курс социальной подготовки и набрав проходной бал, человек оказывается в ситуации, где, например, какое-то хамло пролезает вперед очереди и забирает из под носа последние билеты на премьеру.

Возникновение агрессии в этой ситуации совершенно естественно, но воспитание требует от человека покорности и смирения — то есть, эмоция у него возникает, но выразить ее он себе позволить не может… потому что надо быть хорошим человеком, уравновешенным и добрым. А поскольку он так никогда и не проявлял агрессию в чистом виде, он даже начинает верить в искренность своей добродетели. Агрессивность подавляется, уходит в бессознательное, и человек перестает даже замечать, что она у него где-то там возникает.

Это и есть классическая форма конфликта между сознанием и бессознательным, от которого люди постепенно сходят с ума. Рассудок и сознание говорят одно, а эмоции и бессознательное твердят о противоположном. А поскольку силы тут далеко не равные, побеждает всегда бессознательное — либо подавленные эмоции находят себе выход вне рамок сознательного контроля, и за человеком приезжает милиция, либо личность просто раскалывается на части, и за ним приезжают санитары.

Так вот, утверждение, что «Я» — это мои эмоции или мое бессознательное, куда более верно, чем версия про рассудок или сознание. Ум наполнен абстрактными и показными рассуждениями, которые предъявляются окружающим, чтобы подтвердить и упрочить свое членство в социуме, а эмоции выражают настоящие взгляды человека — то, что он думает и чувствует на самом деле, то, какой он есть внутри, а не снаружи.

Однако и это не отвечает на наш вопрос. Знак равенства, поставленный между эмоциями и истинной сущностью человека, — это большой прорыв, это то самое достижение, за которое бьется каждый психолог с каждым пациентом. Признание природы и содержания своих чувств — это чертовски важно, но это не конец пути. Это та веха, с которой серьезное самопознание только начинается.

У Юнга самый первый и самый простой этап на пути индивидуации — это отделение себя от своей Персоны («Я» — это мои мысли о себе) и признание своей Тени («Я» — это мои настоящие чувства). У Кастанеды путь воина начинается с преодоления страха, что по своей сути то же самое. А весь фрейдовский психоанализ — это и есть детальное описание схватки с Тенью и преодоления невротических страхов.

Пройдя этот этап, человек наконец-то становится взрослым и самостоятельным. В его самооценке устанавливается равновесие, его суждения становятся взвешенными и трезвыми, его образ жизни заново выстраивается вокруг его настоящих пристрастий, он живет, как сам того пожелает, общается с тем, кто ему действительно интересен, он свободен от правил, потому что теперь он способен провозгласить свой собственный закон жизни.

И все-таки, это еще не конец пути… первый враг воина повержен, осталось еще три.


 
ИрияДата: Суббота, 09.01.2010, 20:42 | Сообщение # 36
Группа: Нашедшие...
Сообщений: 345
Статус: Offline
Я — это пустота

Переходим, как это назвал один из читателей, к дистиллированной философии: если все описанное выше — это не «Я», то где же все-таки его искать?

Здесь нам потребуется обратиться к собственной памяти и достать из нее самые давние проблески сознания, до которых только удастся дотянуться. Попробуйте вспомнить самые далекие образы из детства, еще обрывочные и туманные — в них и скрывается предмет наших поисков.

Важно то, что там, где есть воспоминания, присутствует и наше «Я», и чем более раннее воспоминание, чем меньше в нем посторонних мыслей, тем больше в нем чистого осознания.

Если удастся воскресить в памяти что-то из таких образов (а что тут сложного?!), обратите внимание, что давным-давно, еще в два-три года отроду, у вас уже было ваше «Я». Уже тогда вы ясно ощущали и осознавали себя и изнутри этой осознанности вы смотрели на окружающий мир. Не пытайтесь понять это умом — вспомните это! Погрузитесь в детские воспоминания и найдите в них свое «Я» — «Вы» уже там были.

Самые ранние и зыбкие воспоминания — эти вырванные из темноты безвременья островки осознанности содержат в себе важнейшее открытие — «Я есть!» Слов еще нет, мыслей еще нет, морали нет, но «Я» — уже есть!

Посмотрите на это «Я» повнимательнее — не находите в нем ничего странно знакомого? Если нет, достаньте из своей памяти яркие воспоминания трехлетней давности и найдите в них то же самое свое «Я». Отличается ли оно хоть чуть-чуть о того «Я», которое вы нашли в самом раннем детстве?

Если отсечь все лишнее и постороннее, есть ли хоть какое-то различие между тем «Я», которое у вас было в первые годы жизни, и тем, которое было в десять лет, в двадцать, в тридцать?… А сегодня? Отличается ли ваше нынешнее «Я» от вчерашнего?… Есть ли хоть какая-то разница между сегодняшним «Я» и тем «Я», которое вы обнаружили у себя детстве?

Наше истинное «Я» существует вне слов, понятий и смыслов, вне времени и пространства. Даже тогда, когда мы покидаем заветное для искателей истины здесь-и-сейчас, наше «Я» остается на своем месте.

Наше «Я» просто есть, оно не обладает никакими качествами и никаким характером, его невозможно описать и нельзя разделить, оно едино и неизменно на протяжении всей жизни. Его нельзя переделать или воспитать, его нельзя чему-либо научить, единственная его функция — осознание, и этим умением оно в совершенстве владеет с самого рождения.

Счастье человека в обретении этого неизменного «Я» с его спокойной созерцательностью. Осознание само по себе не судит и не дает никаких оценок — оно впитывает и принимает все происходящее вокруг без тревог и страхов. Оно наполнено до краев одним уже фактом своего существования, а боль и наслаждение, страдание и радости окружающего мира его не затрагивают, для него это лишь вспышки света на киноэкране.

Но многолетнее целенаправленное развитие рассудочной и расчетливой стороны психики приводит к тому, что центр тяжести смещается от истинного безмолвного «Я» к вечно испуганному и озабоченному Эго. И это превращает человека в бешеную обезьяну — существо, заблудившееся в своих страхах и сомнениях, мечущееся между гордостью и ничтожеством своего Эго.

Человек забывает о том, кто он есть на самом деле и, чувствуя пустоту своего существования, пытается теперь обрести себя в своих мыслях, в своих принципах, в своих моральных ценностях, в своем характере, в своей индивидуальности, в своих достижениях и победах… и все тщетно.

Даже игра в саморазвитие тут никак не помогает, поскольку в действительности развивать просто нечего. Можно тренировать свой ум, оттачивать свой характер, причесывать свою систему ценностей и полировать свой нимб, но какое все это имеет отношение к неизменному «Я»? Всякая попытка себя улучшить ведет лишь к ухудшению ситуации — к укреплению Эго, к более глубокому отождествлению себя с тем, что точно не «Я».
От слов к делу

Что ж, всякая философия бесполезна, если ее нельзя применить на практике. Обычно все ждут четких инструкций о том, что именно нужно делать, типа 10 шагов к успеху и тому подобного. Но нужно помнить, что следование чужому, пусть даже и идеальному, плану никогда не приведет к цели. Изучение себя — это процесс творческий, в него обязательно нужно вложить СВОЮ душу, СВОЙ дух, СВОЙ опыт, СВОЮ интуицию. Невозможно обрести себя, следуя по чужим стопам.

Чужой опыт можно использовать, как отправную точку, чужие открытия — как маяки на прибрежных вершинах, но свой фарватер все равно придется искать самостоятельно.

Ну, а в практическом (и терапевтическом) смысле, хороша установка: «Я — это мои поступки». Реальные поступки не обманывают, как это делает изворотливый ум, и они не так расплывчаты, как чувства и эмоции. Каждый поступок, каждое реальное действие в реальном мире — это факт, это твердое и совершенно однозначное выражение сущности человека. Хотите узнать себя — изучайте свои поступки.


 
ИрияДата: Суббота, 09.01.2010, 21:16 | Сообщение # 37
Группа: Нашедшие...
Сообщений: 345
Статус: Offline
Маленькое отступление.
Если хочешь завести друзей - заведи их подальше.
И.Сусанин)))))


 
CHAYKA750Дата: Четверг, 25.02.2010, 11:32 | Сообщение # 38
Группа: Модераторы
Сообщений: 2585
Статус: Offline
Психологические тесты.......... http://www.psynavigator.ru/tests.php

 
CHAYKA750Дата: Вторник, 02.03.2010, 10:44 | Сообщение # 39
Группа: Модераторы
Сообщений: 2585
Статус: Offline
Сознание и подсознание.

Разум человека можно разделить на две части – сознательный разум (сознание) и подсознательный разум (подсознание). Разделение это совершенно условное, можно даже сказать административное. Образно говоря, сознание – капитан корабля (или штаб армии), а подсознание – это вся остальная корабельная команда (или основные армейские силы). Взаимодействие человека с окружающим миром происходит исключительно через подсознание, функции которого очень многообразны. Именно подсознание колебание ушной мембраны превращает в слова и наполняет их смыслом, именно подсознание из сигналов колбочек глазного яблока формирует изображение, именно подсознание химические реакции, происходящие в органах обоняния, превращает в запахи и классифицирует их. Подсознание знает буквально все о каждой клеточке вашего организма, о каждом волоске и кончике ноготочка, оно имеет информацию о состоянии и деятельности каждого органа и формирует интегральные сведения о здоровье и работоспособности каждого из них. Подсознание получает информацию о положении и степени сокращения каждой мышцы вашего тела, о положении вашего тела в пространстве, об условиях внешней среды (тепло, холодно, сыро и т.п.), на тонком плане подсознание связано со всей вселенной и можно сказать, что, в определенном смысле, подсознание знает всё обо всём. Свойства человека во многом определяются свойствами его подсознания. Если у музыканта абсолютный слух, то этим он прежде всего обязан хорошей работе своего подсознания – наличию в нем высококачественной программы обработки звука, и талантливый художник за свой талант должен прежде всего благодарить своё подсознание. Разумеется, и оптические свойства глаз тоже имеют значение, но они определяют лишь фотографические способности, а духовная составляющая таланта определяется исключительно подсознанием. Собственно говоря, подсознание – это и есть сам человек. И вместе с тем это мир, в котором живет человек. Того, чего подсознание человека не знает, просто не существует для данного человека! Подсознание перерабатывает получаемую им информацию по тем законам (программам), которые в нём заложены. Часть из этих программ присутствуют в человеке с самого рождения (родовые программы), а другие формируются в течение жизни в результате получаемого опыта или под влиянием социума, причем очень важно понять, что программы подсознательной обработки информации могут изменяться в течение жизни человека, в том числе и им самим, и в этом случае, даже при всех прежних внешних условиях, человек как бы перемещается в другой мир, так как ощущает свою жизнь по другому. Эти изменения могут быть как в одну сторону, так и в другую, они могут касаться как самочувствия (например, может исчезнуть чувство боли или наоборот, «заболеть» вполне здоровый орган), так и эмоционального состояния (появление чувства радости – «видеть жизнь сквозь розовые очки», или наоборот, появление ощущения тоски, грусти). Подсознание по своей сути очень похоже на компьютер, который все распоряжения выполняет добросовестно, но абсолютно формально. Подсознание не понимает шуток или иронии, поэтому, если по какой-либо причине в подсознании возникнет программа самоуничтожения человека, то и эта программа будет выполнена подсознанием столь же старательно, как и все другие. Влияние подсознания на человека неограниченно. Какая бы программа ни возникла в подсознании, она будет воплощена. Даже если кому-то захочется, что бы у него вырос хвост…

Информация, имеющаяся в подсознании, передается им в сознательную часть человеческого разума, однако передается далеко не вся информация, а лишь та, передачу которой само подсознание посчитает целесообразным, причем критерии целесообразности устанавливаются соответствующими подсознательными программами и тоже могут быть изменены. Так, например, в подсознании остаются сведения о деятельности каждого конкретного органа и о деталях происходящих в теле человека процессов, о степени сокращения конкретных мышц и т.п., но в сознательный разум поступает информация о пространственном положении человека и о том, что он чувствует, видит и слышит, исходя из которых на сознательном уровне рождаются человеческие эмоции, именно здесь возникает ощущение «ветерок ласкает кожу» или «солнце печет немилосердно», и здесь же рождаются обиды, зависть и прочее. Информация, поступающая на сознательный уровень, заведомо искажена подсознанием в процессе её обработки, так как она прошла через индивидуальный, присущий именно этому человеку фильтр, определяющий его личность, вот почему иногда свидетели одного и того же события описывают его по разному – их глаза в оптическом смысле видели одно и тоже, но их подсознание трактовало увиденное по разному!

Информация, обработанная человеком на сознательном (интеллектуальном) уровне, возвращается в подсознание в виде конкретных команд-распоряжений, которые исполняются подсознанием в соответствии с другими ранее полученными инструкциями и с его собственными программами. Например, команда «беги!» приводит в действие множество мышц, но, если ранее подсознанием была получена общая инструкция о том, что быстро бегать вредно, то бег будет спокойным, неинтенсивным. К таким общим инструкциям относятся и эмоции, выработанные сознанием в ответ на полученную информацию, которые направляются в подсознание «на вечное хранение» и учитываются им при последующей обработке поступающей информации, поэтому возникшее однажды чувство обиды в той или иной мере будет влиять на поведение человека в течение всей его жизни.


 
CHAYKA750Дата: Вторник, 02.03.2010, 10:48 | Сообщение # 40
Группа: Модераторы
Сообщений: 2585
Статус: Offline
Структура процесса мышления и обмен информацией с окружающим миром

Для того, чтобы глубже понять методику работы с подсознанием, представляется целесообразным более полно рассмотреть процесс мышления человека, отобразив структуру мышления в виде некоей упрощённой схемы, приведённой на рис.1. Этот рисунок в дальнейшем ещё не раз понадобится нам, поэтому мы рекомендуем распечатать его на отдельном листе и иметь перед глазами.


Информация из окружающего мира поступает к органам чувств человека, вызывая в них соответствующие биофизические процессы, в результате которых формируются биосигналы, которые после преобразования, произведенного соответствующей частью подсознания, дают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы. Кроме того, информация из окружающего мира поступает к другим органам и частям тела человека, добавляя ему дополнительную информацию об окружающем мире. Например, некоторые сверхчувствительные люди могут «видеть» руками, тогда как другие получают информацию непосредственно через подсознание в виде интуитивного знания. Обратите внимание, что уже на этом этапе часть информации из окружающего мира теряется, ибо человек некоторые сигналы на сознательном уровне не может почувствовать, хотя они оказывают на него сильнейшее влияние (например, ультразвук, радиоволны или рентгеновское излучение), то есть человек априори анализирует не саму реальность, а лишь доступный ему фрагмент этой реальности.


 
CHAYKA750Дата: Вторник, 02.03.2010, 10:58 | Сообщение # 41
Группа: Модераторы
Сообщений: 2585
Статус: Offline

Что такое подсознание

Могущество подсознания потрясающе! Оно контролирует и управляет всеми жизненно важными функциями человеческого организма. В подсознании запечатлевается всё произошедшее с человеком и мысли и чувства человека. Именно оно (подсознание) помогает человеку, направляя его деятельность через сны, интуицию, предчувствия и ощущения. Подсознание является механизмом, с помощью которого чувства и эмоции ускоряются и материализуются в физическом эквиваленте. Оно подобно плодородной почве, принимающей любое брошенное в неё семя. Ваши мысли и взгляды – это семена, постоянно засеваемые в эту почву. Из них произрастает то, что было посеяно. Что посеешь, то и пожнёшь.

Сознание– это садовник, и ваша задача – понять и отобрать, что должно попасть в ваш внутренний сад. Не занимаясь отбором, мы позволяем проникать в свой внутренний сад разным семенам, как хорошим, так и плохим, а они и являются причиной всего происходящего в нашей жизни. Вот теперь и подумайте, почему же вам не везёт в жизни!

Подсознание неразборчиво. Оно отразит неудачу, болезнь, провал с той же готовностью, что и успех и процветание, воспроизводя в нашей жизни то, что мы сами укоренили в нём. Оно не способно оценить ситуацию, как это делает сознание.
Если вы хотите изменить свою жизнь, ищите причину в том, как вы используете своё сознание: ваш образ мышления и визуализации. Если не поменять мысли и убеждения, изменить внешние обстоятельства просто так не получится. Поэтому приучайтесь думать об успехе, счастье, здоровье, благополучии и изгоняйте из своих мыслей страх и беспокойство. Пусть ваше сознание ожидает лучшего. Обязательно следите за всеми вашими мыслями и негативные сразу отсеивайте прочь. Ваше подсознание будет творить то, какие образы вы заложите в него в своих каждодневных размышлениях. Сделайте вашу жизнь такой, какой пожелаете! Она в ваших руках!


 
CHAYKA750Дата: Вторник, 02.03.2010, 11:06 | Сообщение # 42
Группа: Модераторы
Сообщений: 2585
Статус: Offline

Сам термин «подсознание» появился благодаря Пьёру Жане. После это понятие было развито Фрейдом.

Можно сказать, что подсознание – это неосознанное, автоматическое (как писали в нашей статье «Почему дети не слушаются» — рефлекторное) совершение действий, не контролируемое сознанием человека.

Чем же этот термин в психологии отношений может быть полезен для нас?

Важно понимать, что подсознание существует, и принимать это.

Так же интересен и тот факт, что по исследованию психологов, подсознание в некоторой мере представляет подводную часть айсберга в сознании человека. Известно, что примерно 10 % айсберга находится на поверхности, а остальная часть – под водой.

То есть большинство действий, которые совершаются человеком в течение жизни, происходят неосознанно (подсознательно).

Неосознанность можно увидеть в какой-нибудь конкретный момент из жизни.

История из моей жизни: Я очень часто конфликтую со всеми близкими. Вижу, как они несовершенны, что делают не так и какие ошибки допускают. Если начать разбирать, с чем это связано (например, посмотреть воспоминания из детства), то обнаружится, что я никогда не видел, как моя мама просто говорила папе, что любит его. Её любовь проявлялась в недовольстве тем, что он делал. Возможно, и я в детстве решил, что проявление любви = недовольство близкими. И подсознательно действую в соответствие с этим решением.

Подсознание не враг, скорее мы просто пока не понимаем, как оно влияет на нас, но можем начать учиться больше понимать себя и свои желания, занимаясь личностным ростом.



 
putnik_shepДата: Вторник, 01.06.2010, 00:02 | Сообщение # 43
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline
Из книги Натаниеля Брандена «Шесть столпов самооценки».

Что такое самооценка?

Большинство семей, в которых мы вырастаем, - по сути, дисфункциональны. Родительское влияние на нашу самооценку очень велико, хотя факторы, от которых она зависит, разнообразны и не сводятся к чему-то одному. Родители препятствуют нормальному развитию самооценки, когда они передают ребенку сообщение о его или ее "недостаточности"; наказывают или укоряют за выражение "неприемлемых" чувств; насмехаются, относятся к детским мыслям и чувствам как к малоценным и не очень важным; пытаются контролировать ребенка при помощи чувств стыда и вины; чересчур опекают его или ее, затрудняя нормальное обучение и развитие уверенности в себе; растят ребенка вовсе без правил, т.е. без поддерживающей структуры, или правила противоречивы, загадочны, не подлежат обсуждению, угнетающи, в любом случае - тормозящие нормальный рост; отрицают детское восприятие реальности и неявно способствуют сомнениям ребенка в своем здравомыслии; представляют очевидные факты как нереальные вопреки рациональности ребенка; терроризируют ребенка физическим насилием или его угрозой; превращают ребенка в сексуальный объект; утверждают, что ребенок плох, недостоин, грешен по природе своей.

Самооценка - это:

1. Уверенность в своей способности думать и справляться с жизненными задачами.
2. Уверенность в своем праве быть счастливым, чувство достоинства, права на утверждение своих потребностей и желаний и на наслаждение плодами своих усилий.

Самооценка складывается из двух взаимозависимых аспектов:

Самоэффективность (ощущение личной эффективности). Уверенность в функционировании собственной психики, в способности мыслить, в процессах, посредством которых я сужу, выбираю, решаю; уверенность в способности понимать факты реальности, входящие в сферу моих интересов и потребностей; когнитивная уверенность в себе.

Самоуважение (ощущение личного достоинства). Уверенность в своей ценности; позитивный (утвердительный) принцип по отношению к моему праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении моих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость - мое неотъемлемое право.

Наконец, формальное определение - самооценка есть склонность переживать себя как способного справиться с жизненными задачами и как заслуживающего счастья.

Самооценка – это репутация, которую мы зарабатываем в собственных глазах.

Почему нам нужна самооценка?

Необходимость самооценки основывается на двух фактах. Первый - наше выживание и овладение окружающей средой зависит от оптимального использования сознания. Второй - в оптимизации мыслительной деятельности ключевым является вопрос выбора - т.е. личной ответственности. Хотя мышление существенно для успеха в жизни, мы не запрограммированы мыслить автоматически - у нас есть выбор: думать или не думать, действовать рационально или иррационально. Отсюда и нужда в самооценке - необходимость знать, что мы функционируем в соответствии с требованиями жизни.

Самооценка и достижения.

Проявления здоровой самооценки:

* Лицо, манера разговора и движения отражают удовольствие, получаемое от самой жизни.
* Легко, прямо и честно говорит о достоинствах и недостатках (дружеское отношение к фактам).
* Испытывает комфорт, говоря и выслушивая комплименты, выражения приязни, одобрения и т.п.
* Открыт для критики и признает свои ошибки, поскольку самооценка не привязана к образу "совершенства".
* Слова и движения обладают качествами легкости и спонтанности (отсутствует борьба с самим собой).
* Существует гармоничная связь между тем, что человек говорит и делает и тем, как он выглядит, звучит и движется.
* Наблюдается принцип открытости и любопытства по отношению к новым идеям, новому опыту, новым возможностям в жизни.
* Чувства тревоги и небезопасности (если есть) менее ошеломляющи, поскольку их принятие, управление ими и проживание редко воспринимаются как нечто, невообразимо трудное.
* Налицо способность наслаждаться юмористическими аспектами жизни - своей и других.
* В реакциях на ситуации и задачи присутствует гибкость, проявляемая в духе изобретательности и даже игривости, поскольку существует доверие к себе, а жизнь не рассматривается как игрушка рока.
* Утверждающее (не агрессивное) поведение, свое и других, воспринимается с комфортом.
* Есть способность сохранять гармоничность и достоинство в условиях стресса.

Можно отметить и физические соответствия здоровой самооценки:

* Глаза живые и яркие.
* Расслабленное лицо, естественный цвет и хорошая кожа (при отсутствии болезни).
* Естественное положение подбородка - в "созвучии" со всем телом.
* Мышцы нижней челюсти расслаблены.
* Плечи держатся прямо, но расслаблены.
* Кисти рук расслаблены и спокойны.
* Руки также спокойны и расслаблены.
* Поза хорошо сбалансирована, спина прямая и расслабленная.
* Походка имеет качество целеустремленности (без агрессивности и властности).
* Интенсивность голоса соответствует ситуации, произношение ясное.

Заметьте качество расслабленности в противоположность хроническому напряжению, говорящему о наличии некоего внутреннего конфликта, расщепленности, самоизбегания.

Самооценки не может быть слишком много, ее может либо быть достаточно, либо недоставать. Вопрос об избытке самооценки поднимают люди, не уверенные в себе.

Размышления об истоках самооценки.

Необходимость самооценки проистекает из волевой функции сознания, которая ставит перед нами уникальную задачу - сделать себя компетентными в преодолении жизненных трудностей. Мы достигаем этого, живя осознанно, ответственно и целостно.
Воля к пониманию обуславливает принцип посвящения осознанности и направлена на интеграцию того, что появляется в нашем ментальном поле и на расширение этого поля.
Воля к эффективности - отказ человеческого сознания принимать беспомощность как постоянное и неизменное условие. Она проявляется в настойчивости перед лицом трудностей. Развить ее помогает "стратегическое отстранение" от проблемного контекста (не отчуждение от реальности!).

Учитывая принцип осознания, для хорошей самооценки существенна интеллектуальная независимость ("думаем сами за себя"). Часто то, что люди называют "думанием" - просто пережевывание мнений других.

Ценность самооценки сотрудника на рабочем месте.

Самооценка может быть наиболее важным психологическим ресурсом при решении жизненных задач, в первую очередь - на рабочем месте.

Фундаментальный аспект самооценки - доверие собственной способности учиться, судить, решать. Неспособность принимать решения - одна из главных причин неуспеха в менеджменте.

Принятие решения требует рассмотрения самого по возможности широкого контекста задачи. Полезно задаться вопросами:

1. Что я знаю обо всех факторах, способных повлиять на мое решение?
2. Каковы все предвидимые последствия моего решения?
3. На кого и как оно повлияет?

Высокая самооценка позволяет обращаться к другим с уважением и добрыми намерениями; иметь убежденность в том, что ты достоин успеха; добиваться высокого уровня социальной кооперации; чувствовать собственную значимость в рабочем процессе.


 
ПараДата: Воскресенье, 15.08.2010, 00:32 | Сообщение # 44
Группа: Нашедшие...
Сообщений: 343
Статус: Offline
Вопрос: При повреждениях головного мозга у человека повреждается способность мыслить, чувствовать, совершать волевые акты. Повреждаются ли при этом психические способности собственно души: мыслить, чувствовать, совершать волевые акты?
Ответ:При повреждениях нервной системы, и в частности головного мозга, повреждается не сама возможность души чувствовать, мыслить, желать, а только внешнее, видимое проявление этих процессов. Сама же невещественная бессмертная, а следовательно, и неповреждаемая, душа не может потерять эти способности при механических, химических и других воздействиях.
Так например, частичная или полная потеря ума или сознания при сотрясении или заболевании головного мозга хотя и является психическим заболеванием, однако не является потерей собственно способности души мыслить. Данный случай представляет собой лишь потерю способности души проявлять (выражать) себя в доступном для человека виде. Это аналогично тому, как при парализации тела, человек, находясь в неподвижном состоянии не может выражать свои чувства обычным образом (жестами, мимикой, словами, интонацией и т. д.). Но из этого, как очевидно, не следует, что парализованный человек не испытывает различных чувств: страха, надежды, любви, нежности, ненависти, зависти, и пр.
Добросельский П.В.


 
vinsentДата: Воскресенье, 15.08.2010, 10:46 | Сообщение # 45
Группа: Администраторы
Сообщений: 1040
Статус: Offline
Quote (Пара)
Это аналогично тому, как при парализации тела, человек, находясь в неподвижном состоянии не может выражать свои чувства обычным образом (жестами, мимикой, словами, интонацией и т. д.). Но из этого, как очевидно, не следует, что парализованный человек не испытывает различных чувств: страха, надежды, любви, нежности, ненависти, зависти, и пр.

К сказанному можно добавить, что даже травма спинного мозга, что есть мировой линией человека не приводит к тому, что человек теряет способность на контакт с Господом.


 
Форум » Полезное в Пути » Слово, мысль, психология. » Психология человека
  • Страница 3 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск: