Практически никто не бывает постоянно доволен собой. Каждого что-то гложет, у каждого свои комплексы. Психологический комплекс - это ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей переживаниями.
Значительная часть имеющихся у человека комплексов им на самом деле не осознается. Комплексы развиваются и сохраняются на подсознательном уровне. Их осознание обычно порождает весьма неприятные переживания, и вследствие этого так называемая цензура блокирует проникновение информации о них в самосознание человека. Комплекс представляет собой весьма стойкое психологическое явление, полностью избавиться от которого практически невозможно даже тогда, когда его существование осознается и у человека имеется достаточно сильное желание избавиться от них. Есть несколько психофизиологических объяснений устойчивости и живучести комплексов. Во-первых, комплексы образуются у человека обычно в раннем детстве, в тот период жизни, когда его мозг еще был недостаточно зрелым для того, чтобы анализировать и дифференцировать поступающую в него информацию. Во-вторых, в структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны между собой и сочетаются с защитными реакциями, которые в целом в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль. К примеру, комплекс неполноценности в личности человека нередко сочетается с такими защитными механизмами, как рационализация и сублимация (творчество). О наличии комплексов у человека можно судить по следующим признакам: - частые и сильные переживания из-за собственного поведения и собственных неадекватных реакций на действия других людей; - неадекватность реакций на различные жизненные ситуации и на поведение других людей; - чувство скованности при решении задач, которые оцениваются другими людьми; - чувство страха или беспокойства при ожидании предстоящих встреч и разговоров со значимыми людьми. Комплексы могут быть следующих видов: Комплекс неполноценности - необоснованное убеждение человека в том, что он в чем-то неполноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает недоброжелательное и неуважительное отношение к себе. Комплекс неполноценности возникает по поводу: - внешних, физических недостатков человека, включая его фигуру, лицо, руки, недостатки других частей тела; - внутренних, психологических недостатков, включая ум, речь, память, внимание, знания, способности, умения, навыки, черты характера. Комплекс превосходства - не вполне обоснованная установка человека на то, что он превосходит окружающих людей (принадлежность к высшей расе, "лучшему" роду, социальной группе или обладание особыми качествами, культурой, способностями, знаниями) и что это дает ему право пользоваться среди них особыми привилегиями. Комплекс враждебности проявляется в повышенной агрессивности человека, который может иметь силу и быть уверенным в том, что обладание ею дает ему право властвовать над другими людьми, либо в убежденности в том, что все люди по природе враги друг другу, коварны и злы, и, следовательно, агрессивность- это вынужденное ответное действие одного человека на коварство другого. Комплекс вины выражается в том, что человек с сильно развитой совестью и чувством ответственности постоянно переживает за себя, за свои действия и аналогичные поступки других людей, причем без должных на то оснований. Ему часто кажется, что он лично виноват в том, что происходит с ним и вокруг него, а также с другими людьми, хотя на самом деле это не так. Комплекс защиты проявляется в уверенности человека в том, что все люди вокруг него настроены против него и желают ему зла. В связи с этим человек постоянно готов защищаться от людей, хотя необходимости в этом на самом деле нет.
Как избавиться от комплексов Откуда берутся комплексы
Многие комплексы появляются из-за неправильного воспитания. Например, можно напичкать ребенка комплексами, приучая его правильно вести себя в обществе или прилежно учиться. Получается, что воспитание - это вредно. Ни у каких животных, даже у самых продвинутых, комплексов не бывает. И пока у первобытных людей не было воспитания, никакими комплексами они не страдали. Полюби свой комплекс, чувак, это плод твоей высокой умственной организации!
Зачем бороться с комплексами?
Бороться с ними нужно потому, что они мешают делать то, что тебе хочется. Но если твои комплексы тебе не мешают, то и не надо с ними бороться. Тем более, что комплексы тоже иногда бывают полезными. Например, психолог по фамилии Адлер, который открыл комплекс неполноценности, считал, что этот комплекс приносит реальную пользу, потому что именно он заставляет людей самосовершенствоваться. Типа чувак осознает свой недостаток и пытается его чем-то компенсировать. А если человек и так всем доволен, то совершенствоваться ему и не нужно, и он уже никогда не будет круче, чем есть. Но избавление от комплексов - это все-таки не самоцель, реально стремиться нужно только к свободе, и если тут комплексы мешают - их нужно мочить беспощадно. Не всегда можно справиться с комплексами самому, в особо запущенных случаях необходима помощь специалиста. Так что в случае чего не стесняйся обратиться в психологический центр. Тем более, что если ты этого стесняешься - это проявление комплекса неполноценности.
Иногда внешне уверенный в себе товарищ на самом деле оказывается жутко закомплексованным индивидом. Но единственный признак, по которому можно распознать, что он комплексует, - это его жесты. Такой человек подсознательно боится окружающих и стремится от них изолироваться. Это выражается в том, что он постоянно скрещивает конечности и таким образом создает преграду между собой и другими людьми. Особо хитрые комплексующие пытаются скрыть этот жест при помощи посторонних предметов. Ты никогда, например, не задумывался, зачем некоторые твои знакомые держат банку с пивом двумя руками одновременно? Не потому же, что не в состоянии удержать ее одной рукой? То-то и оно. При общении с людьми индивид нервничает и из-за этого ковыряет прыщики и болячки на своей тушке, теребит одежду или грызет ногти. При этом он иногда может делать вид, что данное занятие его очень увлекает, и ему некогда с тобой разговаривать. При этом он почему-то упорно не хочет смотреть прямо в глаза и все время отворачивается.
То, что чел комплексует, можно определить и по тому, что он начал выходить курить чаще обычного или начал чаще обычного делать глотки при питье какого-нибудь напитка. Также может говорить о возможных комплексах стремление собеседника погрызть ручку, дужку очков или еще какой-нибудь подвернувшийся под зубы предмет. Психологи утверждают, что этими жестами чел успокаивает себя, так как они вызывают у него подсознательные ассоциации с детством, когда он пил молочко из теплой сиси.
Он проявляется в том, что человек думает, что он полное чмо по сравнению со всеми остальными представителями вида homo sapiens. Самый распространенный вид этого комплекса у современных людей - это комплекс по поводу собственной внешности. Наверное, это связано с большим количеством рекламы.
Из той же оперы - боязнь глупо или смешно выглядеть перед окружающими.
В результате ты делаешь все не так, как хочешь, а так, как принято, сожалеешь об упущенных возможностях. .
Как бороться
Прикинь, практически все люди, с которыми ты общаешься, тоже боятся выглядеть перед тобой глупо или смешно. Поэтому можешь просто рассказать о том, как у тебя потеют подмышки. Все поймут, потому что чувствуют то же самое, да и тебе полегчает. Когда ты думаешь, что выглядишь смешно, посмотри на это с другой стороны: классно, ты же улучшаешь людям настроение! И продолжай делать то, что тебе нравится. Чтобы избавиться от страха перед общественным мнением, можно надеть летом валенки и проехать в таком виде в автобусе, а когда зайдет контролер, выгнать его обратно. Если осмелишься - результат гарантирован. А вот проблемы у тебя вряд ли из-за этого будут. Был реальный чел с раздвоением личности, который в периоды расстройства сознания подходил к группам бритых молодых людей на улице и брал у них из рук пиво попить - и ничего. А в нормальном состоянии стремался и мечтал снова похулиганить вместе со своим вторым я.
При сильной выраженности этого комплекса у чела обычно нет постоянной девушки. Обычно страх кидалова связан с тем, что у человека в детстве или вообще не было родителя противоположного пола или были плохие с ним отношения. Но иногда бывает и обратная ситуация: если отношения с предками очень хорошие, некоторые начинают от родителей зависеть. Например, начинают сравнивать девушек со своей мамой - сравнение оказывается не в пользу девушки, и она либо получает от ворот поворот, либо ее постоянно и необоснованно критикуют, в конце концов ей это надоедает и она сваливает сама.
Проблемы в общении с девушками могут быть связаны не только с родителями, но и с комплексом неполноценности. Такой чел или вообще боится подойти к девушке, потому что считает, что на такого придурка, как он, она уж точно внимания не обратит. Или все время доказывает себе и окружающим, что он крут, при помощи постоянной смены девушек. Как бороться
Основной метод избавления от такого комплекса - нормализовать отношения с матерью. наверняка у нее были большие сложности в жизни, если она не находила времени для общения с тобой, и простить ее за все, что она сделала не так. Здесь может помочь просто откровенный разговор по душам. Если же нет возможности с нею поговорить, то нужно простить ее хотя бы мысленно. Если с матерью отношения были хорошие, то, возможно, проблема связана с неудачным романом, уже имевшим место в твоей жизни. Здесь нужно осознать, что если одна девушка плохо с тобой поступила, то это вовсе не значит, что это будет повторяться каждый раз.
Ответственность - это риск. Человек боится брать на себя ответственность за то, что происходит с ним в жизни. При этом он постоянно возмущается, что все вокруг - подонки и сволочи, а только один он - хороший и замечательный. Выражаясь по-научному, он находится в режиме защиты. То есть ему очень комфортно бездействовать, а в неудачах всегда можно обвинить окружающих или обстоятельства.
Как бороться
За то, что происходит с тобой в жизни, отвечаешь ты сам. Это аксиома. Почаще лови себя на мысли, что ты отказываешься от какой-то интересной работы из-за того, что боишься облажаться. Терапия такая: попробуй на работе проявить инициативу. Не бойся предлагать конструктивные идеи, возьмись за какой-нибудь заведомо сложный проект. Будь уверен, ты справишься! Ответственность - это совсем не страшно. Наоборот, очень приятно ощущать себя важным и нужным человеком, от которого многое зависит.
Челу сложно кому-либо отказать в просьбе из-за того, что он чувствует себя виноватым, поэтому все его используют в корыстных целях. А бедный чел постоянно не спит ночами и, покрывшись потом, выполняет все наваленные на него задания. Такой товарищ все время пытается кому-то компенсировать причиненный им ущерб, хотя на самом деле ущерба могло вообще не быть.
Как бороться
Учись говорить слово "нет". Учись отказывать в просьбах, которые ты не хочешь выполнять. Это будет вовсе не демонстрация неуважения. Если у тебя действительно есть веские причины не делать то, о чем тебя просят, скорее всего тебя поймут и зла держать не будут. Формула отказа такая: я уважаю тебя. Я уважаю себя. Нет.
Как и следовало полагать, корни этого комплекса уходят в детство. Многим, например, предки в детстве внушали, что мальчики не плачут. Или говорили, что нельзя громко смеяться потому, что приличные люди так себя не ведут. Если ребенку так говорят, то он начинает думать, что свои эмоции нужно скрывать от других людей. В результате дело иногда доходит до парадокса: на беднягу проливают кипяток, а он молчит. Как бороться
Ну скажи же, наконец ей, положившей на тебя глаз, о том, какая она страшная и как тебя достали ее постоянные удушающие объятия . А потом громко посмейся над ее наивными мечтами о вашей будущей совместной жизни. Если останешься жив, считай, что от одного комплекса ты избавился.
Боязнь темноты, высоты, замкнутого или открытого пространства
Это даже не комплексы, а фобии. Такие страхи возникают обычно после психотравмирующих ситуаций. Например, многие из тех, кто в детстве надолго застревал в лифте, испытывают дискомфорт, оказавшись в замкнутом пространстве. Это происходит потому, что они подсознательно боятся повторения случившегося с ними трабла. Причем человек даже может и не помнить о случившихся с ним в детстве событиях, а страх все равно остается.
Как бороться
Во-первых, лобовая атака. Боишься высоты - прыгай с парашютом, испытываешь клаустрофобию - залезь в шифоньер и попробуй посидеть там пару часов. Во-вторых, можно установить положительный якорь на комплекс. Например, съесть любимую шоколадку прямо в шифоньере! Но может случиться наоборот - от шоколадки станет тошнить, и комплекс пересилит. Поэтому шоколадку лучше начинать есть только после того, как более-менее освоишься в темноте и тесноте шифоньера.
Психастеник наполнен постоянным конфликтом ранимого самолюбия с чувством неполноценности. Вообще психастеник по своей добросовестности, мягкости, обостренной нравственности, застенчивости, вегетативной неустойчивости весьма напоминает астеника. Однако застенчивость, стеснительность, робость, нерешительность психастеника проникнуты болезненным размышлением, самоанализом. Постоянные размышления психастеника о смысле жизни построены на густых сплетениях въедливых психастенических сомнений.
Стоит психастенику заболеть какой-нибудь даже самой пустячной физической болезнью, как он не находит себе места, тревожно подозревая самое страшное, совершенно измучивая себя и своих близких. Помочь ему возможно убедительным разъяснением, что нет никаких оснований думать о страшном, то есть надо разрушить его ипохондрические сомнения. Лучше, если это сделает врач, построив разъяснение на внимательном осмотре и анализах. Болезней же заведомо не опасных для жизни, не "позорных" (когда он убежден в этом) психастеник, как правило, не боится и даже может их порядком запустить.
Психастенические сомнения, лежащие в основе психастенических переживаний, сцепляющиеся в глубокий, едкий самоанализ, имеют своим содержанием обычно или нравственно-этические моменты, или благополучие, здоровье близких и себя самого, или философские вопросы смысла жизни, основывающиеся обычно на боязни смерти. Психастенику, во всяком случае взрослому, менее всего свойственно легкомыслие (тут нельзя путать с легкомыслием психастеническую рассеянность).
Итак, важно, что все переживания психастеника пронизаны работой тревожно-сомневающейся мысли. Одни психастеники более загружены ипохондрическими переживаниями, другие - нравственно-этическими, третьи - поисками смысла жизни, в четвертых все это присутствует одновременно с равной силой.
Мышление психастеника не отличается острой живостью, легкостью, оно даже несколько тугоподвижно. Психастеник обычно "задним умом крепок", не способен быстро соображать, схватывать общепринятые "истины", рассеян, но при всей своей мыслительной неуклюжести, проникнутый миллионом сомнений, именно благодаря всему этому может быть глубоко оригинален.
Мышление психастеника нередко способно к глубокому обобщению, реалистически-теоретическому полету, не связано постоянной сангвинической практической земной насыщенностью, но в то же время в отличие от шизотимного, аутистического мышления, лишено подлинной символичности, причудливой парадоксальности, оно по земному глубоко естественно в своих сомнениях, предположениях и умозаключениях.
Механической памятью психастеник обычно не блещет и отсюда его весьма средние способности к изучению иностранных языков. Ярче всего творческие способности психастеников сказываются в биологии, медицине и художественном творчестве. Благодаря своему стремлению до всего доходить без механического схватывания, упорной работой ума (будто сам заново открывает уже открытое и напечатанное в книгах) психастеник, усвоив, наконец, глубоко и подробно изучаемое, может затем объяснить это другим так живо и понятно, что нередко пользуется большим успехом на поприще преподавателя самых различных дисциплин.
Психастеникам свойственна рассеянность, аналитическая мечтательность, а также острое самолюбие, честолюбие при нежелании обращать на себя внимание людей. И.П. Павлов называл психастеника человеком мыслительным, отметив слабую его чувственность, слабый "эмоциональный фонд". Из этого, однако, не следует, что психастеник рассудочный, деревянный, сухарь, он глубоко эмоционален, но- по-своему, мыслительной эмоциональностью. Это не чувственность, не яркая образность, а внешне скромная, но глубокая и добрая эмоция, подробно многое понимающая, то есть это духовность. Великий психастеник может быть мудр именно в метерлинковском смысле: "В разуме нет доброты, а в мудрости ее много".
Эти душевные качества вместе с добросовестностью, скрупулезностью и аккуратностью много способствовали его великому творчеству. Например, благодаря скрупулезным сомнениям Дарвин, работая над своими книгами, сумел предвидеть все возможные возражения оппонентов и предупредить их тщательным доказательством.
Отсутствие острой, яркой чувственности психастеника сказывается и в особенностях его пищевого и сексуального влечения. И нельзя сказать, что у психастеника "деревянные" вкусовые и сексуальные ощущения. Психастеник способен испытывать сильный сексуальный голод, как и пищевой, но он не гурман своею блеклой чувственностью. В любви его много нежности-лиричности и мало сумашествия-страсти. Тревога, которой постоянно наполнен психастеник, также проникнута подробным размышлением. Психастеник тревожится главным образом за близких и себя самого. Он может быть охвачен сильным чувством жалости к любому человеку, животному, попавшему в беду, но все же тревожность, вообще эмоциональность психастеника не отличается сангвинической всепроникающей естественностью, она сильна, тепла избирательно, в важных для него местах; другие же события жизни психастеник может вовсе не переживать, испытывая защитное душевное онемение, иногда самокритически возмущаясь им. В то же время здесь нет по-аутистически неестественных, подчеркнутых сверхчувствительных и бесчувственных моментов с их причудливой изолированностью.
Итак, как уже отмечено, эмоция психастеника по-своему естественна, тепла, даже горяча, но довольно аккуратно распределена между заботами и тревогами о себе, о своих близких, о касающихся его нравственно-этических проблемах. Душевность психастеника не вмещает в себя переживания по поводу всех бед, как способна это сделать сангвиническая естественная, мягкая сердечность, не отличающаяся такой глубиной, но зато обволакивающая всех и вся.
В этом и одна из особенностей психологической защиты психастеника, астеника. Другая, тоже общая, особенность - душевное онемение-окаменение при ясности мысли в обстановке опасности.
Слабость в психастенике тех доставшихся нам в наследство от животных предков мозговых структур, которые участвуют в образовании острой чувственности, от которых зависит яркость в человеке всего, что роднит его с животным ("животная половина"), отражается и в двигательной неловкости, неточности, некоторой неестественности, угловатости движений.
У психастеника нет острого глазомера, интуитивного, "собачьего" чутья на людей, он нередко попадает впросак по своей доверчивости. Но именно психастеническая слабость чувственной интуиции понуждает психастеника стихийно развивать-усложнять свое аналитическое размышление обдумыванием поступков людей, чтением психологической литературы, дабы восполнить слабое "животное чутье" и лучше приспособиться в жизни среди людей.
В этом еще одна грань психастенической защиты, которая показывает, что психастенику (особенно остро страдающему чувством неполноценности, завидующему другим "смелым", "сильным" людям, теряющемуся в трудностях жизни) прежде всего необходимо изучать типы человеческих характеров, чтобы научиться предполагать, что от какого человека при определенных обстоятельствах можно ожидать, и вникнуть в свою собственную сложную личностную структуру, чтобы осознать, прочувствовать свои сильные благородные свойства: склонность к нравственно-этическим переживаниям, оригинальность углубленного мышления внутри его тугоподвижности.
С возрастом, особенно гадам к сорока пяти, психастеник обычно душевно успокаивается. Смягчается и его вегетативная подвижность-неустойчивость. Если же еще ему удается нащупать в жизни свою "жилу" и раствориться в работе, то он подходит к старости с известным душевным спокойствием и уверенностью.
В течение всей жизни для психастеника очень важны глубокое сочувствие и понимание со стороны близких, сослуживцев, без чего он нередко проводит в остром напряжении дни и ночи, не принося людям той подчас основательной ценности, которую способен принести.
Гипертимический тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым, настроением, высоким жизненным тонусом, энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность - с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Плохо переносит одиночество, размеренный режим, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Переоценка возможностей, оптимизм. Короткие вспышки раздражения являются следствием стремления подавить активность и лидерство окружающих. Самооценка обычно неплохая. Возбудимый тип. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует. Эмотивный тип (эмоциональный) Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью. Тревожный тип (психастенический). Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимных фаз поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности). Демонстративный тип. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках.
Неуравновешенный тип. Основная черта этого типа - чрезмерная стойкость эмоций, сочетающаяся со склонностью к формированию сверхценных идей.
Дистимический тип. Этот тип является противоположным гипертимическому типу, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, заторможенностью.
Экзальтированный тип (лабильный). Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.
Откуда берется уверенность в себе? Неужели мы рождаемся с этим чувством? Мы приобретаем уверенность в процессе нашей социализации?
На самом деле никто не рождается с чувством уверенности в себе. Это скорее приобретенное качество, которое формируется с раннего детства. Большое влияние на уверенность в себе детей оказывают сами родители. Если же в детстве в силу ряда обстоятельств не удалось развить в себе такое качество как уверенность в себе, то это можно сделать и уже, будучи взрослым человеком через тренинги, семинары и работу над собой.
Как проявляется уверенность в себе? Уверенные в себе люди готовы отвечать за свои поступки Уверенные в себе люди говорят покойным тоном, умеют слушать и действуют твердо Уверенные в себе люди имеют гибкий подход к людям, обстоятельствам, всему новому Уверенные в себе люди умеют хвалить других, а также готовы принимать аргументированную критику в свой адрес Уверенные в себе люди умеют трезво оценивать себя и свои возможности Уверенные в себе люди умеют оценить собственные достижения Уверенные в себе люди всегда выносят урок из собственных ошибок Уверенные в себе люди не руководствуются принципом «вынужден, должен, обязан» Уверенные в себе люди не никогда не упускают возможности. Они наверняка ответят «почему бы и нет?» и очень редко «а зачем?». Уверенные в себе люди точно знают, что могут влиять на ситуацию и результат Уверенные в себе люди умеют признавать собственные ошибки
Если вы не попали в число тех, кому удалось еще в детстве приобрести уверенность в себе и собственных силах, не отчаивайтесь! Это качество можно развить в любом возрасте, если приложить некоторые усилия. Для того чтобы стать увереннее в себе, начните с себя:
Откройте себя для самого себя
Определите для себя, что вы за человек, подумайте о том, какие у вас доминирующие черты характера, спросите себя о том, что мотивирует вас, что является для вам препятствием, что вас пугает, что вас радует. Определите, чего вы хотите в жизни достичь (на далекую и ближайшую перспективу). Затем сформируйте собственное представление о себе, исходя из ответов на эти вопросы.
Научитесь любить себя
Честно ответьте, нравитесь ли вы самому себе, какого мнения вы о самом себе? Выпишите на листе бумаги все положительные ваши черты (для этого воспользуйтесь помощью друзей!), прочтите их в слух несколько раз, примите их за правду, запомните их. Каждый раз когда вам захочется покритиковать себя, поругать себя, берите этот лист и зачитывайте ваши положительные черты вслух. Научитесь принимать себя таким, какой вы есть на данный момент
Научитесь принимать себя таким, каким вы являетесь на данный момент и любить себя таким, даже, несмотря на то, что вам еще предстоит огромная работа над собой на пути приобретения уверенности в себе. Порадуйтесь за себя, за то, что каждый день вы становитесь увереннее в себе (да так оно и будет, ведь мысль материальна!).
Каждому приходится слышать: «У него тяжелый или мягкий характер». Так как же он складывается, и могут ли родители повлиять на характер своего ребенка?
С момента появления на свет ребенок живет в «расширяющейся вселенной»: быстро растут его физические потребности, и вместе с ними изменяется восприятие малышом окружающего мира, собственного тела. Пройдут годы, пока характер нового человека проявится во всей его полноте. Но «фундамент» психики закладывается именно сейчас, в первые годы жизни.
Что под силу новорожденному? Всего лишь точно оценивать (неосознанно!) собственное состояние: «мне хорошо» или «мне плохо». Внешняя же активность поначалу невелика: большую часть суток малыш спит. Но именно во сне совершается важная работа по «построению» головного мозга; созревают важные структуры, которые скоро запустятся в работу. Однако уже с рождения дети имеют разные психологические портреты. Одни младенцы невозмутимо-спокойны, глядят на мир философски, охотно сосут мамину грудь, а в промежутках между едой крепко спят. Другие малыши в течение нескольких месяцев устраивают родителям «бессонные ночи», изводят окружающих криком и при этом, кажется, сами не знают, чего хотят… Это еще далеко не характер, а темперамент – врожденная «программа» работы психики, неизменная на протяжении всей жизни.
Впервые попытку классифицировать темпераменты предпринял еще знаменитый древнегреческий ученый Гиппократ. Он говорил о четырех жидкостях тела, влияющих на характер: кровь, черная желчь, желтая желчь и слизь. Отсюда в дальнейшем развилась наиболее известная теория четырех типов темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик). Даже опытные психологи рискуют запутаться в этих определениях.
«По характеру он у нас сангвиник (или меланхолик, или холерик, или флегматик)», - говорят о ребенке начитанные, «просвещенные» родители и… глубоко ошибаются. Под темпераментом понимают так называемые динамические характеристики психики человека: уровень активности (спокойный или подвижный), особенность движений (медленный или торопыжка) и эмоций (легко ли расстраивается).
Таким образом, темперамент – это тот «багаж» физиологических свойств и способностей, на которые будет «надстраиваться» все остальное, в том числе и характер. А для родителей важно понять темперамент чада, чтобы учитывать его в воспитательном процессе и не пытаться переломить основы психики малыша.
Младенец меняется изо дня в день. Вчера еще он оставался безучастным ко всему, кроме маминой груди и дискомфорта от мокрых пеленок… Проходят дни, и все более отчетливо вырисовывается картина осмысленного поведения. Один из первых признаков становления психики – комплекс оживления. Трехмесячный кроха встречает подошедшего к нему взрослого (прежде всего, маму!) радостной улыбкой, движениями, призывным «уканием». Именно с этого возраста, с начала взаимодействия со взрослыми, у крохи начинает закладываться характер.
К 5-6 месяцам оформляются хватательные движения, которые вскоре становятся целенаправленными действиями с доступными предметами. Конец первого года знаменуется революционным событием – началом самостоятельных передвижений: сначала ползком, перекатом, потом – на четвереньках, и, наконец, на двух крепнущих день ото дня ножках.
На этом этапе важно обеспечить крохе ощущение базовой безопасности и безусловного принятия со стороны родителей. Ребенку, который «с молоком матери» впитает, что «мир хорош и я – в порядке», не от чего будет защищаться, поэтому в его характере не появятся пагубные защитные механизмы, которые отравляют жизнь многим взрослым людям.
Второй год жизни – это период расцвета нового уровня психики, где на первый план выходит перемещение в пространстве – движение. Ежедневно кроха узнает сотни новых предметов, частей пространства, знакомится с новыми людьми. В результате, у него рождается стремление к все большей самостоятельности, меньшей зависимости от опеки взрослых… Начиная с этого возраста и на протяжении всего «дошкольничества» подросший малыш вырабатывает основы поведения в самых разных социальных ситуациях, приучается быть независимым в определенных важных обстоятельствах и отношениях.
Те люди, с которыми малыш общается больше всего, буквально «лепят» его характер: привычный образ поведения, определенное отношение к действительности. Причем совсем не разъяснениями и вразумлениями, и уж тем более не наказаниями и шлепками, а… своим собственным примером. Известный психотерапевт Э. Фромм так и сказал: «Характер ребенка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер».
Многие проявления будущего характера дошкольника (чувство коллективизма, сопереживания, настойчивости, выдержки, смелости) замечательно оттачиваются в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Характер любого человека – это индивидуальная смесь интеллектуальных, эмоциональных, волевых и нравственных черт (и все это, как вы уже знаете, на «закваске» темперамента!).
Интеллектуальные черты характера – это любознательность, наблюдательность, рассудительность, гибкость ума. Эти качества отлично тренируются повседневным вниманием ко всему происходящему вокруг малыша, и также играми. Учите ребенка находить связь между событиями (ветер дует, поэтому деревья качаются). На развитие интеллекта благотворно влияют чтение, разучивание песен и стихов, обучение письму и счету. Постарайтесь, чтобы ваши занятия с ребенком не были скучными, а приносили радость от новых открытий.
Что такое эмоциональные черты, объяснять нет нужды. Да и отдельных «упражнений» по развитию тех или иных эмоциональных качеств не существует. Просто помогите ребенку испытывать положительные эмоции: предоставьте возможность ухаживать за домашними животными, играйте в подвижные игры, смотрите вместе спектакли и мультфильмы, слушайте музыку, танцуйте. Уделяйте ребенку больше внимания, хвалите за проявленную инициативу. Вместе с тем, учите сопереживанию, умению чувствовать то, что испытывает другой.
Не обойтись в жизни и без волевых черт характера – целеустремленности, самостоятельности, инициативности, выдержки. Научите ребенка достигать своей цели, разделяя сложные для него задачи на несколько простых этапов. Позвольте крохе принимать собственные решения, хотя бы в мелочах: съесть ему на завтрак гречневую кашу или рисовую. Для развития выдержки учите ребенка в случае необходимости проявлять терпение.
Характер во многом зависит от нравственных черт, к которым относятся честность, человечность, чувство долга и коллективизм. Если кроха честно признался вам в каком-то неприятном поступке, сдержитесь и не ругайте его. Вместе обсудите инцидент, выработайте план выхода из сложной ситуации и похвалите ребенка за искренность. Чтобы вырасти добрым и отзывчивым человеком, ребенок с детства должен твердо знать, что нельзя издеваться над животными, смеяться над больными людьми. Объясните малышу, что нужно внимательно относится к близким людям, если они плохо себя чувствуют. «Бабушке нездоровится, не будем шуметь, выключим телевизор. Идем-ка лучше я тебе книжку почитаю» - подобные высказывания похожи на «бусины», из которых нанизывается характер вашего чада.
Другими словами, помогите крохе вырасти настоящим интересным человеком, но не мешайте ему развиваться так, как ему предначертано.
Какие у Вас комплексы? Практически никто не бывает постоянно доволен собой. Каждого что-то гложет, у каждого свои комплексы. Мы все время сравниваем себя с кем-то, чтобы убедиться, что и мы чего-то стоим. А как дело обстоит с Вами? Выберите из каждого пункта ответ, который считаете для себя подходящим и получите результат.
Да классная тема Лара))) Я себя кое в чём увидел)))) Мне помогло, спасибо окрылённая наша подружка)))))
vinsent,
Меня так и ведут через психологию,...........я пришла к вере когда занималась с психологом по подготовке ребёнка в школу...........оказалось.что и меня подготавливали к ШЕПу..............так и учились с сыном до 5-го класса,а я 5-го курса......... ...........потом он пошёл дальше.а меня оставили на второй год... .............и снова психология помогала выйти из кризиса судьбы.Перечитала много чего,хотела пойти учиться на психолога,но Папик Свыше не пустил..........