Жил, веруя в Бога, ожидая Страшного Суда и воскресения мертвых. Перехожу в новый мир, надеясь, что Бог-Любовь за предстательство Пресвятой Девы Богородицы и всех святых помилует грешную душу мою, Ему всецело преданную и Его любящую, прожившую жизнь ради славы имени Его.
Отцы и братия о Господе и чада единыя Святыя Церкви, простите меня, недостойного, во всем, и я всех прощаю, кто имеет нужду в прощении.
Не лишайте меня последнего благодеяния - молитв ваших о мне к Богу.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа да пребудет со всеми вами! Аминь.
Просящий ваших святых молитв
схиигумен Савва». Завещания духовным чадам
«Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал ecи Мне, да будут едино, якоже(и) Мы» (Ин. 17, 11),
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
Возлюбленные мои чада духовные! Приближается переход мой из жизни временной в жизнь вечную. При кончине моей не скорбите чрезмерно, не предавайтесь излишней печали и унынию, чтобы не ослабеть вам в молитве. Молитесь усердно, да упокоит Господь душу мою в селениях праведных, и утешайтесь надеждой. Не забывайте, что душа бессмертна и любовь не умирает, для вас я всегда буду живым.
Когда меня не станет, так Богу угодно, приходите, мои милые духовные детки, ко мне, на место моего погребения, хотя бы мысленно, или смотрите на мое фото и все, что есть у вас на душе, как живому расскажите, излейте свои скорби и печали, и я услышу… И если я обрету у Господа дерзновение, то и надеюсь быть ходатаем за вас пред Богом. Духом я всегда буду с вами. Не было и нет у меня к вам иного чувства, кроме безграничной, всеобъемлющей христианской любви, кроме сильного желания спасти ваши души и привести вас к блаженной жизни вечной.
Не будьте судиями дел отца вашего, но будьте усердными исполнителями его велений. Если я намеренно иногда огорчал вас, испытывая, то единственно для того, чтобы вы на опыте своей жизни познали, какие духовные плоды дарует Господь несущим без ропота и с любовью все скорбное и тягостное; приучал вас любить обижающих вас, а за эту добродетель Господь уготовляет венцы нетленные в Царстве Небесном.
Дети мои возлюбленные, чада духовные!
В руководство и назидание оставляю вам свои труды - духовные книги, в которых вы найдете все потребное для вашей богоугодной жизни. С усердием изучайте их и, с Божией помощью, исполняйте. Идите стезями правды и добра, идите путем тернистым, путем самоотречения - это самый верный и самый близкий путь в Царство Небесное.
Для меня нет большей радости и большей награды, как в обителях Райских увидеть всех моих духовных чад - истинных рабов и страдальцев Христовых в Его Небесном Царстве.
Никогда не забывайте, что все мы - одна семья Божия, все мы - дети Единого Отца, все мы - члены Церкви Господа Иисуса Христа, и потому любовь друг к другу вы должны иметь до самопожертвования; забывая себя, вы должны с искренней любовью служить своим ближним.
Не забывайте поминать меня в своих молитвах. До 40 дней очень желательно поминать в храмах и кормить нищих, потому что сорокадневное поминовение в храмах и питание нищих много помогает в загробной жизни. Желательно к этому отслужить еще семь заказных Божественных заупокойных литургий.
У преподобной матери Афанасии (12 апреля) написано: «много помогает (это) душам грешных людей в загробной жизни, а поминовение праведных низводит небесную милость на творящих поминовение». Литургий похвально и желательно усердным почитателям отслужить и больше, но на все пусть будет воля Божия!
По особому откровению Господа и Божией Матери чтение Неусыпаемой Псалтири оставлять не надо. Господь вознаградит за сие благочестивое делание всех усердствующих и взыщет с ленивых и нерадивых.
Вот основное, что заповедаю вам. Прошу у вас прощения.
Преемником себе никого не назначаю, предоставляю это воле Божией, избранию Богоматери и желанию самих духовных чад. Желающих остаться под моим незримым руководством вручаю покрову Божией Матери.
Да будет над всеми вами, возлюбленные чада духовные, Божие благословение и покров Пресвятой Богородицы, благоговение преподобных Псково-Печерских и всех святых. Ангелы Хранители да пребудут с вами неотлучно до конца ваших дней. Да сохранит и помилует вас Господь Своею благодатию
Просящий ваших святых молитв
с вами пребывающий навеки
схиигумен Савва».
«Друзья мои духовные и чада верные! Как пастыря меня о Господе любя, Вы книги все - последние и первые - И все труды мои храните для себя. Случится так, что телом я уйду от вас - Тогда пусть будет вам одно из правил: Сходитесь иногда хоть мысленно на час, Читайте те труды, что я для вас оставил. Потом, обдумав все, скажите: «Это он, Как прежде, и теперь заботится о нас!» И благодатию Христа, стряхнув могильный сон, Войду невидимо я к вам в заветный час. И как при жизни моей вас благословляя, Усердно буду к Господу взывать, Чтоб на дела святой любви всех вдохновляя, Вас осеняла свыше Божья благодать».
В этом завещании отец Савва проводит глубокую мысль о непрекращающемся своем молитвенном общении с духовными чадами, по слову Господа: «Бог же несть мертвых, но живых, вси бо Тому живи суть», т. е. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20,38). Эта непреложная истина - надежный якорь для всех его духовных чад в их духовной жизни.
«Заповедь Божию вам завещаю - Вы ее свято храните: Обиды, напраслины ближним прощая, Чада, друг друга любите! Оставив греховные все увлеченья, Путем благочестъя ходите, Собою являя пример всепрощенья, Чада, друг друга любите! Меня поминайте в молитвах усердных И мирно друг с другом живите, Пусть заповедь будет одною из первых: «Чада! Друг друга любите! Ваш духовный отец схиигумен Савва».
«В час полночный, когда засыпает обитель, Пред Распятием низко склонясь, Я молю Тебя, мой Искупитель: В смертный час Ты меня не оставь. Вас прошу я, мои дорогие, Во Христе отцы, братия, сестры, друзья, Как умру, схороните в пещерной могиле Под Распятием Крестным меня. Чтобы Крест всесвятой, мой любимый, Своей славой всегда украшал Мой телесный прах и могилу, Мою душу чтоб там утешал. И к Тебе, Боже Щедрый, взываю: Ты меня под Крестом упокой, На котором висел Ты, страдая, Чтоб он там охранял мой покой… И как Богу Тебе всей душою моею Приношу я молитву свою: У подножья Креста, в любви пламенея, Жизнь окончить сподоби мою. Будь всегда, святой Крест, над могилой, Где покоиться прах будет мой,- Мою душу, Иисусе Сладчайший, помилуй, Со святыми ее упокой».
Такие письменные завещания составил отец Савва перед своей кончиной. Но еще раньше, когда он тоже был на пороге смерти, своим духовным чадам он преподал устное завещание.
«Дорогие мои, возлюбленные чада духовные! Подходит к концу путь мой. Скоро смерть разлучит меня с вами. Оставляю вам в наследство свое завещание, не забывайте моих слов.
Помните всегда главную цель жизни - стяжание Святого Духа. Имейте страх Божий, храните чистоту душевную и телесную, в трепетном смирении и благоговении преклоняйтесь перед величием Божиим. Уклоняйтесь от нечестия и стремитесь к благочестию.
Старайтесь всегда пребывать в трудах, посте, бдении, непрестанной молитве. Бойтесь праздности, старайтесь исполнять все заповеди Божий.
От вашего благочестия будет радоваться дух мой. Для меня нет большей радости, как знать, что дети мои духовные держатся истины и благочестия.
Спасайтесь, чада мои возлюбленные! Будьте добры и милосердны, не делайте никому того, чего сами себе не желаете. Помните: спасение свое мы устрояем только тогда, когда счастье других не расстраиваем. Самое дорогое в человеке - душа и надо в человеке уважать душу (образ Божий). Прославлять Бога - значит не осуждать ближнего. Если просишь у Господа помощи, то сам помоги ближнему; если просишь прощения грехов - сам прости ближнему.
Имейте мир и любовь между собою, чтобы вселился Христос в сердца ваши, но любовь должна быть истинной, ищущей спасения ближних, а не льстивой. В духе кротости и любви помогайте друг другу освобождаться от грехов, но берегитесь осуждать и грубо обличать. Не будьте сами грубы и льстивы, но от других строгость, грубость и оскорбления принимайте с радостью, а лесть и человекоугодие отметайте. Терпите безгранично, прощайте бессчетно. Несите терпеливо каждый свой крест и немощи других, не унывайте и не ропщите и за все благодарите Бога. Благодушное перенесение скорбей и болезней и ласковый уход за больными - выше поста и молитвы, и за все это получают награду от Господа.
Не любите суетной чести и славы, возлюбите смирение и кротость. Смирение и любовь истребляют из души и тела все греховные страсти и привлекают благодать Божию. В этом и заключается спасение.
Больше всего бойтесь и помните час смертный, и Второе Пришествие Христово!
Когда находитесь в скорби или напастях, читайте Сладчайшему Иисусу Христу канон с акафистом и молебный канон Божией Матери «Многими содержимь напастьми». Чтобы освятить душу, чтобы открылись внутренние очи, со вниманием читайте 17-ю кафизму.
Не опускайте ни одного дня без исполнения Богородичного правила - 150 молитв «Богородице Дево, радуйся». Не забывайте целовать свой крестик утром и вечером, чтобы освятитъ свои души лучами благодати.
Любите Евангелие, чаще читайте его, в нем все написанное сладостно для сердца и спасительно для души. Особенно часто читайте Нагорную проповедь Спасителя (Мф. 5, 1-12), 15-ю главу Евангелия от Иоанна о любви и Послание апостола Павла к римлянам (гл. 13), где указано все, как надо жить христианину. По возможности читайте молитвы, которые я раздавал вам. Изучайте книги, которые я написал для вас. Они разрешат все ваши недоуменные вопросы.
Возлюбите простоту, не мудрствуйте лукаво. Внутренняя радость приходит через простоту, а высокоумие ведет к маловерию и неверию и сбивает с пути спасения. Не лукавьте… Если вас будут спрашивать: «Верующая?», прямо скажите: «Да, верующая!» Не отказывайтесь от Господа, не уклоняйтесь в лукавство.
И еще раз напоминаю вам, дорогие мои: нет спасения не покаявшемуся в этой жизни, а истинное покаяние заключается в очищении сердца от страстей и пороков, в исправлении порочной жизни. Механическое перечисление грехов на исповеди не спасает душу, это мерзость пред Богом и кощунство над таинством Святой Православной Церкви. Чаще причащайтесь Святых Христовых Таин.
Помните, что ваше старание стяжать Духа Святого, ваша любовь к Спасителю, Божией Матери и святым небожителям, а также к ближним и врагам, ваше смирение и покорность воле Божией возвеселят дух мой радостью неизреченною.
Мое последнее слово к вам - это просьба о молитве. Помните обо мне и молитесь, чтобы Господь упокоил душу мою в Своих обителях, но молитва должна дышать надеждою, а без надежды молитва грешна.
Прошу и молю вас, возлюбленные, не оставляйте свой час чтения Неусыпаемой Псалтири и прилежнее молитесь друг за друга, за сродников, за всех знаемых и за весь мир, за всех усопших, жаждущих наших молитв, ибо это есть великая помощь для душ их.
Подавайте милостыню. Поминайте о упокоении приснопамятного протоиерея Иоанна С, блаженной Ксении, моих почивших духовных отцов: епископа Вениамина, схиархимандрита Илариона, схиигумена Алексия, иерея Иоанна (крестившего меня), родителей моих Михаила и Екатерины и сродников: Веры, Евдокии, Иулиании, Лукии, Татианы, Григория, воина Василия, военач. Петра с его воинами, Михаила, Анны, Иосифа, Агафии, Иоанна, Анны, дев. Параскевы, млад. Родиона, млад. Варвары, млад. Феодоры, млад. Наталии.
Помните «Ежедневные правила христианской жизни» и «За что подобает благодарить Бога». Пусть все это будет храниться в памяти и сердцах ваших, ибо все это есть пища и жизнь души.
Живите мирно, терпите с радостью находящие скорби и болезни и сохраняйте все, что слышали от меня. Вручаю вас, дорогие мои чада духовные, Той, Которой от века предназначено стать Матерью Желанного Избавителя людей от плена адского - Пресвятой Владычице Деве Богородице. Она будет вашей Игуменией и Защитницей от всех стрел вражиих, врагов видимых и невидимых».
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Преклонный возраст и болезни предвещают мне близкую кончину, мое переселение от временной жизни в жизнь вечную. Я не знаю, предопределен ли я ко спасению или обречен на вечные мучения… Но я не отчаиваюсь… Жил веруя в Бога, ожидая всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Перехожу в иной мир с надеждой на помилование за предстательство Пресвятыя Богородицы и всех святых. Высшим для себя служением почитал быть рабом всех православных христиан. Распаляясь Христовой любовью, я желал бы прижать к груди своей весь род человеческий и умереть в болезнях и муках за спасение всех.
Воистину, возлюбленные отцы и братия во Христе, не было и нет в моем сердце огорчения ни на кого из вас; если же злая сила внушала когда-либо кому-нибудь из вас сделать, сказать или помыслить худо, то я с любовию прощаю всем все;;простите и вы меня недостойного, искренне любящего вас, но от неискусства не умеющего доказать вам своей любви. Прошу вас, сотворите любовь, не лишайте меня последнего благодеяния - ваших святых молитв о мне ко Господу.
Если я обрету у Господа дерзновение, то и надеюсь ходатайствовать пред Ним за всех вас, и особенно за тех, кто будет поминать меня в своих молитвах.
Введенное по благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, Митрополита Псковского и Порховского, чтение в обители Неусыпаемой Псалтири как было при мне, так и по смерти моей, надеюсь, будет продолжаться неукоснительно. Господь вознаградит за сие благочестивое делание всех усердствующих и взыщет с ленивых и нерадивых.
Прошу погребсти тело мое в Богом зданной пещере, когда бы и где бы Господь ни благословил мне отойти от здешней жизни.
Кресты, книги, личную одежду и прочее все завещаю в обитель.
Прошу исполнить мое завещание, и да поможет вам в этом Господь, а Матерь Божия и наши святые, преподобные Марк, Иона, мать Васса и преподобномученик Корнилий, исходатайствуют благословение Божие на всех живущих в обители, и обитель наша не оскудеет.
Обитель Святая — Печеры, Предмет моей сладкой мечты, Где Храмы, пещеры и горы, — Все дивной святой красоты! Кресты в небе золотом блещут, А главы, как стражи, стоят; И чья здесь душа не трепещет? И чьи здесь сердца не горят? Стоишь ты, как остров средь моря, И светишь, как в бурю маяк: Звезда ты в небесном просторе, Ты — радость, надежда моя! Пред Матерью Чудной, Небесной, В молитве Корнилий Святой Всем просит нам жизни безгрешной, Нам просит душевный покой. Как мать, нас встречаешь, родная, Как друг, провожаешь домой, Невзгоды с тобой забываем, Душой воскресаем с тобой! Красуйся ж, Обитель Святая, Под солнцем вечернего дня; Пусть вера в нас вечно живая Тобою спасет и меня!
БЕСКОНЕЧНОЙ ВЕРЕНИЦЕЙ
Бесконечной вереницей Улетают день за днем, Время мчится быстрой птицей... Грусть-тоска в сердце моем. Вот уж юность пролетела, Вот:.. и зрелые года Пролетают торопливо, Словно вешняя вода. Там и старость недалеко! А потом... всему конец! С чем же там, в стране далекой, Я явлюсь к Тебе, Творец? Что скажу? Слова какие? Как Тебе отвечу я? Где мои дела благие?.. Вся в пороках жизнь моя. С детских дней я, окаянный, Познакомился с грехом, Он мой спутник постоянный, Он покрыл меня стыдом. Грешной жизни злую повесть Со стыдом читаю я... Душу жжет, как пламя, совесть, Боже мой, спаси меня! Дай возможность мне и силы Грех души скорее смыть И владыкой до могилы Над страстями тела быть. Милосердие, смиренье, Кротость, мир... о. Боже мой! Безграничное терпенье Дай душе моей больной. Помоги мне укрепиться В вере, в истине, в добре И с надеждою стремиться Сердцем пламенным к Тебе!
БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ, ХРИСТОС
Благодарю Тебя, Христос, За все отрадные мгновенья, За мир души, за сладость слез, За дар небесный вдохновенья. Благодарю, что Ты открыл Мне, Боже, внутренние очи И вывел в свет из мрака ночи, И благодатью освятил; Что Ты помог постигнуть мне Тщету и прах всего земного, Чтоб тайно в сердца глубине Искать сокровища иного. Благодарю, что выносить Мне помогаешь испытанья... О, научи благодарить Тебя за самые страданья!
ДУША
Душа с неизъяснимой силой рвется, Как из оков, от всех земных услад Туда, где мир струёй целебной льется, Где небом дышит жизни всей уклад; Где, осененная святою благодатию, Обитель дивная уж много лет стоит, Где молятся за мир отцы и братия... Душа их чистая за грешников скорбит. Их жизнь течет в молитвах беспрерывных... Хотя путь труден, жизнь их не легка, Они не знают жалоб заунывных, Их не томит бессильная тоска. Не жжет их зной страстей и мук бесцельных... Пусть немощна их плоть, но дух их жив! Желаний их, как небо, беспредельных, Одна лишь цель: в жизнь вечную призыв!.. Их спутник — гроб, вблизи от них — могила, Молитва их—в уме и на устах... К Распятому любовь — души их сила, А где любовь, там незнаком и страх. Зерно блаженства вечного таится Лишь там, где дух наш ближе к небесам; Вот почему душа-туда стремится, Там каждая душа есть Божий храм.
Душа живет, когда молитвой дышит... Тогда земное все так далеко! Тогда она глас Божий ясно слышит, И ей светло, отрадно и легко. Тогда в уме и в помыслах все ясно, А в сердце — мир, покой и теплота... Тогда и жить так кажется прекрасно, И умереть готов бы за Христа! Огонь любви горит неугасимо, Из глаз бегут потоки слез... И верится: таинственно, незримо С твоей душой беседует Христос.
ГОРИТ ПРЕД ОБРАЗОМ ЛАМПАДА
Горит пред образом лампада, И кротко смотрит лик Христа, И льется в душу мне отрада Перед святынею Креста И забываю я тревогу, Тоску и злобу, клевету. Я верю в счастье, верю в Бога! Иду к Спасителю Христу. И лик Спасителя сияет. И тихо, мирно все кругом; Душа больная отдыхает, Блаженство вижу в мире том! Не веди, друг, жизнь беспечно: Вся как пар она пройдет Счастье мира скоротечно, Скоро смерть к тебе придет. В ту минуту вдруг исчезнет Прелесть мира... и тебя Близость смерти в ужас ввергнет, Бедным ты найдешь себя Как покажутся ничтожны На земли твои дела! И познаешь: к цели ложной В мире жизнь твоя текла. Так не будь же, друг, беспечен И застигнутый врасплох… Божий гнев тогда уж вечен, Ибо верен в слове Бог. Вот зовет тебя теперь же Иисус к любви Своей, Сердце ты открой, немедля, И прими Его скорей. Будь уверен ты в прощеньи... О, поверь Христа словам: «Приобрел твое спасенье Крестной смертию Я Сам». Он пошлет тебе отраду В сердце, счастье и покой, Даст тебе затем награду, В чудный Рай введет с Собой.
ЛЮБОВЬ
Любовь — не только наслажденье... Любовь — тепло, забота, свет! Любовь — страданье и терпенье, Великий подвиг отреченья... Любовь — Божественный завет!
ЛЮБОВЬ К БОГУ
Господь есть Любовь! — Любовь вы познайте. Господь есть Добро! — В Добре пребывайте. Господь милосерд! — Его призывайте. Господь совершен! — Его величайте!
ЛЮБОВЬЮ ЛЬ СЕРДЦЕ РАЗГОРИТСЯ
Любовью ль сердце разгорится,— О, не гаси ее огня! Любовь есть Бог! Им жизнь живится, Как светом солнца яркость дня. Люби безмерно, беззаветно, Всей полнотой душевных сил, Хотя б любовию ответной Тебе никто не отплатил.
Тихая келья, молитва и пение... Девственно чисто сердце горит Жаждою с Богом Предвечным общения, Дух созерцает небес откровения, Плоть, побежденная подвигом, спит. Господи, Боже наш. Боже любви, Иноков скорбных молитву прими! Тьма необъятная, море безбрежное, Волны, кипящие злобой слепой... Сердце разбитое, сердце мятежное, Ужас сознанья, что смерть Господи, Боже наш. Боже любви, Воплям скорбящего сердца внемли! Царственно властвует ночь звездноокая, Славы Господней полны небеса, Землю обвеяла дума высокая... Тихо. Ни звука. Молчанье глубокое, Только бесплотных слышны голоса: Господи, Боже наш. Боже любви, Грешному миру Твой мир ниспосли!!
МОЛИТВА
Духовным оком созерцая Тебя, о Боже, пред собой, Я в умиленьи прибегаю К Тебе с смиренною мольбой. Велик Ты; Боже наш, в твореньи! И на земле и в небесах Велик и дивен в промышленьи, Могуч и славен в чудесах! И мы, смиренное созданье, Мы носим образ Твой в себе, Питаем в сердце упованье За гробом перейти к Тебе, Дабы навек соединиться, С Тобою — неразлучно быть, Но, чтоб достойно нам явиться, Даждь нам всегда Тебе служить! Даждь сердцем чистым незазорно Святую веру сохранить, Душою теплой непритворно Тебя и ближних всех любить!
НАМ ЖИЗНЬ ДАНА
Нам жизнь дана, чтобы любить, Любить без меры, без предела, И всем страдальцам посвятить Свой разум, кровь свою и тело, Нам жизнь дана, чтоб утешать Униженных и оскорбленных, И согревать и насыщать Нуждой и скорбью угнетенных. Нам жизнь дана, чтоб до конца Бороться со страстями, с ложью И насаждать в свои сердца Одну святую правду Божью. А правда в том, чтобы любить, Любить без меры, без предела И всем страдальцам посвятить Свой разум, кровь свою и тело.
НЕ МСТИ ВРАГУ...
Не мсти врагу за оскорбленья, Вражду любовью погаси И в Божий храм, до примиренья, Своих даров не приноси. Любя лишь тех, кто вас лелеет, Вы мните Богу угодить? Но и язычники умеют Взаимно любящих любить. А ты, — ты братские объятья Тебя клянущим простирай И не проклятьем за проклятье Благословеньем воздавай! Творец ваш солнце зажигает И множество светил ночных И с неба дождь ниспосылает Равно для добрых и для злых: Так ты и доброму и злому Учись, как Он, благотворить; И будешь сыном Всеблагому, И жизнью вечной будешь жить!
Ночь тиха... На темном небе Мириады звезд блестят, В кельи инока лампады Перед образом горят. Бога зря перед собою Чувством пламенной души, Инок, стоя на коленях, Богу молится в тиши: «Боже правый, милосердный! Угаси огонь страстей: Злобы, зависти, коварства И лукавых похотей... Научи меня беречься Мира суетных оков, Научи прощать обиды И молиться за врагов. Юным крепкую опору Дай на жизненном пути И гонимых горькой долей, Вдов и сирых защити. А умерших в правой вере Упокой на небесах!..» —- Так молился в темной кельи В час полночный схимонах. Ночь тиха... На темном небе Мириады звезд блестят, В кельи инока лампады Перед образом горят. И молитвой услажденный Инок спит спокойным сном, А над ним Ангел-Хранитель Веет радужным крылом.
ПОРА ПРЕКРАТИТЬ НАМ ВРАЖДУ...
Пора прекратить нам вражду меж собою, Пора нам составить одну лишь семью, Чтоб каждый сказать мог друг другу с любовью: Приди! Мы все братья — дай руку свою! Богат ты, и носишь нарядное платье... Я беден, и в грубой одежде худой, Но жить для тебя — в этом цель моя! Счастье! Так дай же мне руку — мы братья с тобой!
ПРЕМУДРОСТЬ ТВОЯ
Встают и проходят своею чредой Года за годами, весна за зимой, И кружится цепь бесконечная дней Рожденья и смерти, утех и скорбей... Родитель и Слово! Премудрость Твоя Сокрыта от мира — ясна для меня! Все гибнет, меняясь, рождаяся вновь, Чтоб в вечности вечно жила в нас любовь. Средь скорбного мира нет больших скорбей, Как скорби беспомощных, смертных людей, Чтоб жили они в мире лучшем, ином И радостно шли к нему крестным путем. Средь скорби надежда святая растет, В слезах, воздыханьях блаженство живет, Средь тьмы неразумия, горя и бед Горит светозарнее Троицы свет. Как сладко от праха юдоли земной Душой возноситься в мир чудный, иной, Для горнего мира мир дольний забыть, Средь смерти небесною жизнию жить!
ПРОШЕНИЕ К БОГУ
Дай святость мне, Боже! Дай кротость, Твой страх, Дай твердость в страданьях, Дай плач о грехах, Умножь в Христа веру И чувства к Нему, Дай радость в молитвах И в службе Ему, Дай мне благодарность В надежде всего, Дай веровать в славу И в слово Его. С Ним в горе, в страданьи.. Дай слезы, чтоб я, Смирясь в испытаньи, Прославил Тебя. Дай чистое сердце И дух правый мне, Чтоб, бросив земное, Стремиться к Тебе. Быть к Царству готовым: Мир, святость стяжать, Чтоб жизнью, делами Тебе подражать.
СПАСИТЕЛЬ МОЙ!
Спаситель мой! Твои веленья Так легки для меня, Когда пример смиренья В Тебе вдруг вспомню я! С любовию священной Своим ученикам Ты, Царь и Бог вселенной, Омыл стопы их Сам, Не ноги мне водою — Всего меня омыл Ты Кровию святою И вечность подарил. И впредь с меня, как прежде, Смывай всю грязь, любя, Чтоб я в Твоей одежде Достоин был Тебя. Дух кротости, смиренья Мне в сердце обнови, Чтоб я в уничиженьи Мог всем служить в любви.
Терпи, терпящим есть награда И здесь, и там, где Бог живет: Здесь -— в чистой совести отрада, А там — прекрасный Рай их ждет. Как звезды в небесах сияют, Так слезы страждущих блестят Цветами радуги в венцах... О чем же ты грустишь-то так? Тебя зовет. Кто воскрешает, От ада всех освобождает, Кто жизнь блаженную дает, К небесным радостям ведет! Утешься!
ТЫ В ЖИЗНИ СКОРБИ И МУЧЕНИЙ...
Ты в жизни скорби и мучений Не избалован был судьбой. И много бед и огорчений Уже испытано тобой. Душою кроткой и смиренной; В надежде, вере и любви Переносил ты неизменно Все-все страдания свои. Своим безропотным терпеньем Умел ты скорби побороть, Приемля все с благоговеньем, Что посылал тебе Господь. О, верь! Сторицею с годами Вознаградится этот труд Не все ль, кто сеяли слезами, Святою радостью пожнут?!
ТРУДИСЬ ДЛЯ БЛИЖНИХ
«0-о-х... сотвори любовь, сестричка,— На ухо шепчет мне одна,— Достань хоть капельку водички, Чтобы смочить мои уста... Мне с сердцем плохо... Я не в силах Пробраться к выходу одна: Как кипяток течет кровь в жилах... Где в храме вашем есть вода? Умилосердись, принеси мне... Бутылка вот — налей сполна, Ведь и с тобой случиться может... Не откажи, ради Христа!» — «Мне надоело слушать басни: Ты, видно, здоровей меня! Пойди налей сама... Все ясно? Вон! В том углу стоит вода!..» Вдруг чувствую, как с сердцем плохо. В глазах темно, в висках стучит. Упала я... вдруг слышу кто-то Мне тихо, строго говорит: « Немилосердным нет пощады!.. Но жизнь готов тебе продлить, Когда обет ты дашь Мне, чадо, За ближних душу положить» — «Отец! — в слезах она сказала, — Как тяжко согрешила я!.. Господь простил: я обещала Любить всех больше, чем себя. Но как теперь обет исполнить? Всегда любила лишь себя!.. Я не могу всего припомнить, Как многих огорчала я... « — «Ну, успокойся... Скажи: Боже! Ты Сам спаси, я вся Твоя! — Господь явился — Он поможет! Избрал в число Своих тебя. И днем и ночью непрестанно Хвалу Ему лишь воздавай, Трудись для ближних явно, тайно И никогда не унывай!»
ТЫ ЗДЕСЬ НЕ ОДИНОК
Ты здесь не одинок, верь глубоко душою, Что Тот, 'Кто обещал: «Я с вами до конца», Кому открыты все и тайны, и сердца, Тот всюду и везде всегда с тобою! Когда ты к ближнему любовию горишь И с помощью идешь к страдающему брату Не из корысти, не за плату... Когда бестрепетно о Правде говоришь, Не помнишь зла, к врагу не дышишь местью И не возносишься кичливо над толпой, Когда в союз ты не вступаешь с лестью, То знай и верь: Христос с тобой! Когда глядишь на мир неомраченным оком, Когда безгрешна мысль и речь твоя чиста, Когда не миришься угодливо с пороком, Не оскверняются хулой твои уста, Когда твоей душе печаль других доступна И не завидуешь ты радости чужой, Далек всему, что злобно и преступно, То знай и верь: Христос с тобой! Когда охваченный житейскими страстями, Их голосу в безводье подчинясь, Отдашься ты греху и делом и мечтами, Не думай, что уже порвал ты с небом связь. В сознании вины с раскаяньем к подножью Креста склонись покорной головой, И выйдешь на борьбу с греховной ложью... Христос останется с тобой! Когда отчаянье всего тебя объемлет, И воцарится в сердце вдруг глухая ночь, Когда никто твоим рыданиям не внемлет, Не хочет друг и брат тебе помочь... Не оскорбляй небес сомненьем и укором, Но обратись к Тому с горячею мольбой, Кто на тебя глядит благим и кротким взором, И Кто всегда, везде с тобой!
В неизвестности смиренно В Назарете Ты цвела, Средь молитв уединенно Мирно жизнь Твоя текла. Но святой Своей десницей Бог Тебя приосенил И Небесною Царицей Кроткой Деве быть судил. Безызвестную обитель Свет небесный осиял, Пред Тобою Небожитель С вестью радостный предстал. Благовестнику внимала Ты смущенною душой, Но с покорностью сказала: «Воля Бога будь со Мной!» Все сбылось — Твоя порфира Краше всех земных порфир! Сын Твой — Бог, Спаситель мира! Пред Тобой склонился мир. Но и тяжких испытаний Много Ты перенесла, Крестных Господа страданий Соучастницей была. Ты томилась, изнывала, Но к виновникам скорбей Ты враждою не пылала, Ты молилась за людей. И теперь, воспоминая Твоего Успенья час, Мы взываем: Пресвятая, Заступи, помилуй нас! О Чистая Мати Честнейшего Сына, Надежда отчаянных всех, Молися пред Сыном и Господом выну, Да Сам Он отпустит наш грех. Да Сам нас очистит и скорбные души Избавит от рабства страстей, И скрытые сети врага да разрушит Рукой благодатной Своей. О Дева Святая, развей усыпленье И дух покаянья нам дай, Всели в наше сердце святое смиренье, Слезу сокрушенья подай. Конец христианский подаждь нам, Благая, В мытарствах нас всех не покинь, Сподоби достичь вожделенного Рая И жить там во веки. Аминь.
ВСЁ Я С ГОСПОДОМ МОГУ!
Было время, я, ликуя, Шел на разные дела. Говорил я: «Все могу я! Предо мной падет скала!» Я трудился, рвеньем полный Строил дом, пахал поля, Но мой дом размыли волны, Не дала плодов земля. И тогда, с душой смущенной, Я людей на помощь звал, Но... в работе обновленной Их совет не помогал. Безутешный и унылый. Я упал на берегу.. «Беден я, во мне нет силы — Ничего я не могу!.. До Меня достигло слово: «Я к тебе так близок был С силой, помощью готовой— Обо Мне ты позабыл. Встань, возьми Меня за руку, Много-много силы в ней! И твой труд, рассеяв муку, Я свершу рукой Своей». И пошел на зов я, смело Взялся за руку Христа, С Ним пошел на то же дело, На бесплодные места. И, о чудо! Зреет колос, Вырос дом на берегу... И воспел мой громкий голос: Все я с Господом могу!
ДРУЗЬЯМ
Друзья мои духовные и чада верные! Как пастыря меня о Господе любя, Вы книги все - последние и первые - И все труды мои храните для себя. Случиться так, что телом я уйду от вас - Тогда пусть будет вам одно из правил: Сходитесь иногда хоть мысленно на час, Читайте те труды, что я для вас оставил. Потом, обдумав всё, скажите: «Это он, Как прежде, и теперь заботится о нас!» И благодатию Христа, стряхнув могильный сон, Войду невидимо я к вам в заветный час. И как при жизни моей вас благословляя, Усердно буду к Господу взывать, Чтоб на дела святой любви всех вдохновляя, Вас осеняла свыше Божья благодать.
Преимущественно лишь отвлеченное, абстрактное понятие, Бог далек. Если мысль и обращается к Нему, то холодно — лишь по привычке при чтении молитвенного правила
Любящий, Всеблагий, заботливый, как мать, всепрощающий при покаянии, близкий, во всех делах моей жизни (самых малейших) принимающий участие. Исполняет всякую просьбу, если она на пользу мне и близкому
Святые
Где-то там, вне моей жизни.
Близкие, старшие братья во Христе, которые молятся за нас всегда, заботясь о нас. Они чутки ко всякой просьбе и тотчас же передают ее Богу
Цель жизни
Есть текущая забота, суета, тягости, неприятности. Ум обычно не задается вопросом о цели жизни, не думает, что она не сегодня, так завтра оборвется.
Все подчиняется одному внутреннему требованию — как угодить Господу и стяжать благодать Святаго Духа, и тем сделать себя достойным для будущей, вечной жизни. Каждый день хочется провести собранно, как последний день жизни
Таинства Церкви
В Таинствах Покаяния и Причащения Святых Таин или совсем не участвуют или один раз в год, по обычаю, не по потребности в них.
В Таинствах Покаяния и Причащения Святых Таин видят необходимейшее средство для поддержания жизни в духе и участвуют в них не реже одного раза в месяц. Наблюдают и записывают свои грехи, тщательно готовясь к таинствам
Молитва
Если есть молитва, то в лучшем случае это вычитывание правила утром и вечером. В течение дня мысли о Боге теряются. Молитва не приносит успокоения — мира душевного.
Молитва внимательная, сосредоточенная, мысли молитвы живо переживаются сердцем. Помимо правила, мысли во время дня все обращены к Богу: то за помощью перед началом дела, то с благодарением, то в молитве за ближнего, то с покаянием, то со славословием
Окружающие
Обычно не до них, а только до себя. Интересы ближних далеки, к ним холодное чувство или даже вражда и неприязнь.
Все люди милы и любезны, как братья и сестры во Христе, или образы Божии. Хочется сделать им приятное: скорбящих утешить, грустных развеселить, несчастным помочь и т. д. Думы не о себе, а о ближних — как им помочь, послужить, чем обрадовать
Обычное состояние души
Душа в томлении, беспокойстве, в неудовлетворенности жизнью, всем и окружающей обстановкой. Часто раздражается.
Дух светел, радостен, безмятежен, покоен, мирен, доволен, во всем видит Промысл Божий, за все благодарит Бога: «Слава Богу за все!»
Господствующие мысли
О том, что тяготит в жизни, что не удовлетворяет, от чего хочется избавиться, чего человек боится, чего опасается, что страшит или беспокоит в будущем, человек желает чего-либо страстно, во что бы то ни стало.
При безмятежности о будущем, при полном довольстве настоящим, мысль обращается только к текущей задаче, как ее выполнить по воле Бога и (или) в согласии с Его заповедями. Что сейчас поручает мне Господь? Не грешу ли я чем-нибудь в чувствах и мыслях? А все будущее Сам Господь управит.
Мысли о себе
Все в жизни зависит от меня, моей предусмотрительности, ловкости и умения. Незачем с кем-либо советоваться — я сам все понимаю хорошо, только мое мнение правильно, безошибочно.
Все зависит от Промысла Божия. Одни мои усилия ничего не значат, на все надо искать помощи у Бога и испрашивать ее — в постоянной молитве. Я грешен, жалок, слеп и убог. Самое лучшее — во всем слушаться мудрого старца — духовного отца, через которого говорит Сам Бог. Кроме того, надо быть внимательным к мнениям близких и окружающих, учиться у них и просить указаний о моих недостатках
Досуг
Хочется развлечься, забыться.
Хочется быть в уединении и молиться или в задушевной беседе с близкими по духу и преимущественно на духовные темы. Книги ценятся преимущественно духовные, очищающие душу.
Внешние признаки не преображенного человека и духовного
Лицо злого человека всегда колючее, неприветливое и убийственное для окружающих.
Сквозь лицо человека (через глаза особенно) явственно видно бывает все доброе и светлое, что есть в нем; лицо доброго человека светится, как зеркало, отражающее внутренний мир правды Божией.
«Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» (Рим. 12, 21).
Согласись лучше идти на меч, нежели отдаться гневу. Начало гнева - самолюбие. Гнев обращается в злобу и памятозлобие, когда долго удерживается в сердце.
Всевозможно подавляй порывы самолюбия, злобы и раздражительности.
Знай, что если от тебя выйдет огонь и пожжет других, то Бог от руки твоей взыщет души, жегомые огнем твоим. Если не ты ввергаешь в огонь, но соглашаешься с повергающим и услаждаешься тем, то на Суде будешь в числе сообщников Кто скрывает в сердце своем памятозлобие, тот подобен откармливающему змею на груди своей. Злоба делает людей безумными. Имеющий в сердце злобу лишает себя права читать молитву «Отче наш».
Многие из злобных посты хранят, но подобного себе готовы живым поглотить. Тяжко умереть, имея в себе чувство злобы: душа такового не узрит Бога.
Что может быть ужаснее злобы? Ибо диавол именуется духом злобы. Злобный носит на себе адскую печать сию. Люди злобные темнеют и иссыхают.
В святом Евангелии сказано, что, кто назовет брата своего безумным, повинен геенне огненной (Мф. 5, 22). Что же остается сказать о злобствующих на ближних своих? Сердце, исполненное гнева, подобно котлу кипящему: очи, как искры, краснеют и сверкают, жилы напруживаются, подымаются брови и волосы, зубы скрежещут; в гневе весь человек изменяется, весь вид его бывает подобен бесовскому.
Горе миру от злобы, но большее горе самому злобствующему, ибо «всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть» (1 Ин. 3, 15). А имеющие взаимную любовь наименованы возлюбленными учениками Христовыми.
Гнев небезопасен для всякого советника: что предпринято в гневе или злобе, никогда не бывает благоразумно.
Если чувствуешь в сердце убийственное зло на ближнего, тебя мучат злые думы об обидах, причиненных тебе от него,- вот тебе средство избавиться от внутренней тесноты: представь множество своих грехов, никогда не исчислимых, и живо вообрази, как на тебе терпит их Владыка живота твоего, как Он ежедневно и без числа отпускает тебе, если ты молишь Его о том. А ты не хочешь простить ближнему нескольких вспышек страсти.
Не смущайся и не озлобляйся, когда кто-либо говорит тебе в лицо неправду, или выражает какое-либо несправедливое притязание, или говорит обидные слова, или смело обличает какую-либо в тебе слабость, несправедливость, коих ты по самолюбию не замечаешь в себе. Отложи самолюбие и гордость, размысли хладнокровно о том и скорее проси извинения в вине своей и на будущее время постарайся исправиться. Даже со скромностью покажи улыбку на лице и перемени злобу на мир. Огонь не гасится огнем, а любовью, благодушием утолишь злобу раздраженного. Если он не вразумится этим, то другие меры постарайся употребить, чтоб уврачевать его, чтобы окончательно не овладели им злоба и гнев и не сделали всякую нашу жертву не богоприятною.
Главное же - сердце сделать чистым. Нечисто оно от самолюбия, в коем живут и действуют все страсти.
Все внимание и усилие обратите на погашение вспыльчивости, учитесь не давать ей ходу, а как только покажется, подавлять ее. Вспыльчивость будто ничего, но тут весь эгоизм, или грешный человек.
Не смущайся неудачами и непокорностью сердца, которое сейчас тихо - и тотчас вспылит. Ломайте себя и Господа просите сломать… Молитесь и сами собирайте мысли, которые были бы водою против сего огня. Имейте память Божию и память смертную. Эти два помышления - суть держава всего доброго и прогнание всего недоброго.
Итак, удаляйтесь от гнева, раздражительности и памятозлобия как от смертоносного яда, губящего наши сердца!
Любящий врага своего есть чудотворец
Добродетель, противоположная гневу и памятозлобию,- незлобие.
Ничто не делает человека так духовно родственным Xристу, как незлобие.
Любящий врага своего есть чудотворец, просвещающий слепого.
Отличительные черты незлобивого - простота, благородство, безыскусность нрава.
Высоко цени и храни всегда христианскую кротость и незлобие, мир и любовь взаимную!
«Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» (прп. Ефрем Сирин).
Начало спасения есть самоукорение. Себя считай хуже всех, немощнее в духовном отношении и себя презирай, ненавидь за грехи - это справедливо и благочестиво, а к другим снисходи, других уважай и люби, хотя они и язвы прегрешений носят, но ради того, что они по образу Божию сотворены и суть члены Иисуса Христа.
Каждого человека уважай и не оскорбляй. Не суди того, кто тебе противоречит. Не суди никого, и тебя Бог не осудит. Бог показал св. апостолу Павлу, что ни одного человека не должно признавать скверным и нечистым. Суд принадлежит Единому Богу, Судии живых и мертвых. Кто осуждает других, тот пусть знает, что он осужден Богом. Осуждая кого-либо, бе рем на себя его грехи. Кто в грехе, тот и в ответе.
«Не судите, да не судими будете»,- говорит Господь (Мф. 7, 1).
Не должны мы озлобляться на тех, которые нас утесняют и клевещут на нас, но мы должны все терпеливо сносить, зная, что Господь не презрит нас, по реченному Им: «Мне отмщение, Аз воздам» (Рим. 12, 19). «Аще же друг друга угрызаете и снедаете блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете» (Гал. 5, 15).
Хотя бы и за известное дело кого порочил, и за то не избежишь наказания, ибо не по делам его, но по словам твоим будет судить тебя Бог. Глаголет бо Он: «От слов твоих осудишися». «Имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7, 2).
Береги сам себя, а над падением другого не смейся. Кто ближнего осуждает, тот грехи его на себя возлагает и даст ответ в день Страшного Суда Божия, а наипаче осуждающие священнический сан.
Кто осуждает ближнего, порицает, унижает его в сердце, обличает с гневом, говорит о нем худое другим, тот отстраняет от себя милость Божию и губит все добрые плоды свои. У такого Бог отнимет истинное покаяние.
Кто любит клевету, тот служит диаволу. Не услаждайся насмешками и не соучаствуй с пересудницами, потому что их оставит Господь.
Не суди прежде времени, пока не придет Господь, Который осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения и тогда каждому будет похвала от Бога. Суди сам себя и не подавай повода к осуждению ближнему.
Осуждение больше происходит от гордости. Осуждающий никогда не будет смиренным, и такому человеку не дается Иисусова молитва. Молитва - дар Божий, и дается она за добродетельную жизнь.
Злословие есть смерть души. Злоречивого молитва, пост и милостыня - мерзость пред Богом. Злоречивых апостол предал одному осуждению с убийцами (1 Кор. 6, 10).
Разбойник, со Христом распятый, был человекоубийца, а Иуда был ученик Христов и апостол, и в краткое время с обоими совершилась перемена: разбойник пошел в Царство Небесное, а ученик - в погибель.
Посему не должно осуждать человека, хотя он и грешник, ибо он брат твой, да и откуда ты знаешь добрые или злые дела его?
Многие часто грешили явно, а потом тайно приносили прилежное покаяние; мы грехи их видели, а покаяния и обращения их не знаем. Мы осуждаем их как грешников, а Бог дарует им оправдание.
Итак, молю вас, не будем иметь зла ни на кого, не будем осуждать никого, пока не приидет Правосудный Судия, Иже во свет приведет тайную тьму и объявит советы сердечные.
А наипаче не осуждай священника Божия за тайные и явные грехи его, какие слышишь о нем, не говори о нем: «Он грешен и приступает к Тайнам, а потому не приходит дар Духа Святаго». Ничего подобного не помышляй, а предоставь суд Сердцеведцу Богу, Он есть Судия, Испытатель тайных!
Помни, что священник выше тебя. Если священник и согрешил, то согрешил против Божественных заповедей, а ты не поставлен судиею и испытателем других. Знай же свою меру.
Итак, не осуждай никого, а наипаче святителя Божия, но с верою, с великим страхом, с истинным покаянием и с чистою совестию приступай к Божественным Тайнам, ибо если бы ангел Божий приносил святую Бескровную Жертву, ты же причастился недостойно, то и ангел не очистит тебя от греха.
Иуда принял хлеб Божий от Самого Владыки Христа, а «поелику недостойно сего причастился, абие вниде в онь сатана». От чего да избавит нас Господь Бог, Ему же слава во веки веков. Аминь.
«Не будьте беспощадными судьями людей, работающих Богу и впадающих в жизни в противоречие самим себе, т. е. своему благочестию; их поставляет в противоречие самим себе диавол, злой сопротивник их; он сильно хватается зубами своими за их сердце, нудит их делать противное» (протоиерей Иоанн С.)
Правило 121-е Вселенского Собора
«Яко не достоит просту корити священника, или бити, или поношати, или клеветати, или обличати в лице, аще убо и истина суть. Аще бо постигнет сие сотворити, да проклянется мирский, да отмещется от Церкве, разлучен бо есть от Святыя Троицы и послан будет в Иудино место».
Дата: Воскресенье, 23.05.2010, 08:22 | Сообщение # 11
Группа: Друзья
Сообщений: 1005
Статус: Offline
О смирении
Господь говорит: Научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим (Мф. 11:29). Стало быть, чтобы иметь в душе мир и покой, прежде всего нужно смириться. Как смириться? Если человек просит у Бога смирения, - говорит авва Дорофей, - то должен знать, что просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его.
Бесчестие и укоризны - суть лекарства для гордой души, поэтому, когда смиряют тебя извне, смири внутренне себя, то есть приготовь, воспитай свою душу.
Как это происходит, покажем на примере. В армии солдат пришел с поста в казарму и перед сном стал между коек молиться. Сержант, видя это, взял свой ботинок и запустил ему в спину, а сам накрылся одеялом. Солдат не обратил на это внимания и продолжал молиться, а кончив, взял ботинки сержанта и до блеска начистил их. Утром сержант спросил дежурного, кто взял и начистил его ботинки, и тот ответил: «Ваш солдат». Вот пример христианского смирения, за зло человек отплатил добром и приобрел душу, ибо сержант с этого времени стал его другом, а вскоре познал Бога и стал последователем Христа.
Смирение делится на три степени: начальную, среднюю и высшую.
Начальная степень - человека ругают, оскорбляют, клевещут на него, он же молчит и не оправдывается, хотя бы и был во всем прав.
Средняя степень - человека ругают, оскорбляют, поносят, клевещут на него, он же только молчит, но сохраняет полный мир и покой в душе и молится за своего обидчика.
И высшая степень - человека поносят, ругают, оскорбляют и даже избивают, но он же не только сохраняет в душе полный мир и покой, но радуется и испытывает любовь к своему врагу. «Признак смирения - радостное перенесение уничижения» (святой Иоанн Лествичник).
Гордость - это основной узел, который связывает все грехи, пороки и страсти, а смирение - меч острый, который их рассекает. Нам гордится нечем. Тело и все способности дал нам Господь и все это не наше, а Господне. Наше у нас - лишь пороки и страсти, но гордиться ими неразумно. Гордым свойственно раздражаться, ругаться, спорить, обижаться.
Святой Иоанн Златоуст говорит: у того, кто допускает это, недостаток ума. Надо работать над собой и вырабатывать такой характер, чтобы никогда ни с кем не спорить, не злиться, не раздражаться.
Как добиться этого? Предположим, мы забиваем в стену гвоздь и ударили нечаянно молотком по пальцу, или идем по улице, поскользнулись, упали и расшибли колено. Что делать? Не надо искать виновных, раздражаться, злиться, поднимать шум, надо сказать себе: «Вот и хорошо, мало еще тебе за твои грехи, блудная свинья, пес смердящий, корова ненасытная. Потерпи, в аду не так еще будет». И боль тут же пройдет. Постигла нас болезнь - не ропщи, но опять осуди себя. «Ну что, пожить думал, еще хочешь грешить, а смерть-то не за горами, а за плечами».
Точно так же надо настраивать себя, когда нас оскорбят, обидят, когда на нас клевещут. И здесь тоже надо сказать себе: «Тебе это полезно, смиряйся, терпи за свои грехи, да Бога благодари, что посылает бальзам для души». Если же мы обижаемся, когда нас ругают и радуемся, когда нас хвалят, должны помнить, что это болезнь души. И поношения и похвалы надо переносить одинаково спокойно, невозмутимо.
Один человек работал на руднике и платил всей смене за то, чтобы его ругали и оскорбляли. Однажды он пошел в город. У ворот сидел мудрец, который стал ругать его, человек же стоял веселый и довольный. «Чему ты радуешься? - удивился мудрец. - Я тебя ругаю, а ты такой веселый». «А вот почему, - ответил тот, - я ведь за это плачу деньги, а ты ругаешь бесплатно». Таких бесплатных учителей и у нас множество, на каждом шагу: радуйся только, научат... «Как воду жизни, - советует святой Иоанн Лествичник, - пей поругание от всякого человека».
Смиряйся. Гордым в обителях рая не место. Сатана за гордость был низвергнут с неба, и войти туда можно только через смирение.
Дата: Воскресенье, 23.05.2010, 08:28 | Сообщение # 12
Группа: Друзья
Сообщений: 1005
Статус: Offline
Об осуждении
Не судите, да не судимы будете, - говорит Господь (Мф. 7:1). Когда нас обижают и оскорбляют, надо сразу подумать: «А я разве никого не оскорблял, не осуждал. Вот и воздается мне». Не оскорбившего надо ругать, а себя. Какой мерой мерим, такой и нам отмерится. Если хотим, чтобы нас не осуждали, должны сами никого не осуждать; хотим, чтобы нас любили, должны сами всех любить.
Святой Иоанн Лествичник говорит: «Когда человек плачет о своих грехах, то не осуждает других». Поэтому, как мы только перестаем осуждать себя, мы тотчас начинаем осуждать других, а все, кто осуждает ближнего, есть антихристы, восхищающие власть у Бога. Он один судия Праведный, ибо Он один знает душевное расположение каждого человека, его силу или немощь, его дарования и способности.
Тот, у кого сердце чистое, и всех видит чистыми и святыми, - говорит преподобный Макарий Великий, - а кого сердце заполнено страстями, то и других видит себе подобными, иначе говоря, свои страсти он видит в другом человеке, как в зеркале.
Раненные на поле брани не добивают друг друга, а помогают и утешают. И мы здесь, на земле, - как на поле брани, все раненные грехом, все больные душой и должны оказывать друг другу снисхождение, покрывать любовью недостатки ближнего. Нужно прощать обиды, умалять зло, сеять мир. «Пусть тебя гонят, - говорит Исаак Сирин, - ты не гони, пусть тебя распинают, ты не распинай, пусть тебя обижают - ты не обижай, пусть на тебя клевещут, ты не клевещи». Ни с кем нельзя говорить повышенным тоном. Если вдруг закипел в сердце гнев, надо знать, что это от дьявола, ибо от Бога на душе всегда мир, тишина, покой. Что же тогда делать? Даже если гнев наш справедлив и мы чувствуем, что во всем правы, не всегда следует обличать человека. Мы часто забываем слова премудрого Соломона: обличай премудрого - он тебя возлюбит; не обличай безумного - он тебя возненавидит. Так говорит святой Иоанн Златоуст. Весь гнев обращай на диавола - он один твой непримиримый враг, а человек, что бы он ни делал, всегда друг и брат наш. Прежде чем сказать ближнему грубое, резкое слово, прочти сто раз молитву Иисусову, или обрати все в шутку, сгладь, лишь бы не было ссоры.
Как победить всех врагов, чтобы они легли под ноги наши. Нужно победить самого себя, потому что главный наш враг - зто мы сами.
Дата: Воскресенье, 23.05.2010, 08:30 | Сообщение # 13
Группа: Друзья
Сообщений: 1005
Статус: Offline
О любви
Как узнать, что мы любим Бога? Если мы любим ближнего, значит мы любим Бога. Кто говорит: я люблю Бога, а сам брата своего ненавидит, тот лжец, - говорит святой апостол Иоанн Богослов, - ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит (1 Ин. 4:20).
Надо развивать в себе качество любви. С каждым человеком надо обращаться ласково, спокойно, стараться любовью растворить каждое слово. Особенно нужно любить врагов, обидчиков своих, прощать им, молиться за них, делать им добро. К этому совершенству призывает нас Господь: Любите врагов ваших... благотворите ненавидящим вас (Мф. 5:44).
Любовь к врагам - это главное, что отличает христианина от всех остальных людей.
Некоторые хотят зло истребить злом, но от этого оно только возрастает. Уничтожить, победить зло можно только добром. Так, двенадцать Апостолов, которых как овец послал Господь в огромную стаю волков, то есть в языческий мир, победили его только любовью. Господь, посылая их на проповедь, сказал: тогда узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Если же между собою нет любви, то мы не дети Христовы, а дети диавола, ибо тогда в нас «с хвостом и головой» живет бес, который постоянно принуждает нас ко злу. Мы должны очистить душу от всякой злобы, наполнить ее любовью, и тогда она, как благоухающий сосуд, предстанет в обители рая, где Господь исполнит ее небесной радостью и благодатью.
Святые Отцы говорят: «О рай, о рай, Я могу тебя произнести устами, но не могу умом постигнуть, что Господь приготовил для любящих его».
Если одна капля райской сладости упадет в соленое море, то все его усладит, если одна капля сладости упадет из рая в ад, то там прекращается огонь, прекращаются страдания, и ад становится раем. Даже один райский цветок имеет такую цену, что весь земной шар не может сравниться с ним. А если бы люди услышали Ангельское пение, все растаяли бы от любви. Такую радость приготовил Господь любящим Бога.
Дата: Воскресенье, 23.05.2010, 12:49 | Сообщение # 14
Группа: Друзья
Сообщений: 1005
Статус: Offline
Основа спасения Настоящая человечность
Торопись делать добро! Время коротко! Сей добрые дела в жизни временной, чтобы получить сторичный плод в жизни вечной. Введи это дело, как самое важное дело, в твою жизнь. Сделай это, пока не поздно! Как ужасно будет опоздать в делании добра; с пустыми руками и с холодным сердцем отойти в иной мир и предстать на суд Творца!
Кто не торопится делать добро, тот его не сделает. Добро требует горячности. Теплохладным диавол не дает делать добро. Он связывает их по рукам и ногам прежде, чем они подумают о добре.
Добро могут делать только пламенные, горячие. Быть добрым в нашем мире может только молниеносно-добрый человек. И чем дальше идет жизнь, тем более молниеносности нужно человеку для добра.
Молниеносность - это выражение духовной силы, это мужество святой веры, это действие добра, это настоящая человечность!
Поспешности суеты и зла противопоставим быстроту, горячность движения в осуществлении добра.
Господи, благослови и укрепи!
Быстрота раскаяния - после каждого какого бы то ни было греха - это первая горячность, которую принесем Богу.
Быстрота прощения согрешившего пред братом - вот вторая горячность, которую принесем Богу.
Быстрота отклика на всякую просьбу, исполнение которой полезно для просящего и возможно для нас,- третья горячность.
Быстрота отдачи ближним всего, что может их вывести из беды,- четвертая горячность.
Пятая горячность - умение быстро заметить, что кому надо и вещественного и духовного, и умение послужить хоть малым каждому человеку; умение молиться за каждого человека.
Седьмая горячность - веры, любви и надежды нашей - это умение мгновенно вознести сердце и все естество свое к Богу, предаваясь в Его волю, благодаря и славословя за все! ( Архиепископ Иоанн Сан-Францисский.)