[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Посох духовный » Духовные светочи » Старец Феофил (Россоха)
Старец Феофил (Россоха)
putnik_shepДата: Суббота, 23.10.2010, 18:05 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline


 
putnik_shepДата: Суббота, 23.10.2010, 19:03 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline
Жизнеописание наместника Китаевского пустынницкого скита Киево-Печерской Лавры, схиархимандрита Феофила (Россохи) (1929-1996).


Схиархимандрит Феофил (в миру Петр Саввич Россоха) родился 10 августа 1928 года в деревне Калита Киевской области Броварского района в православной семье. Примечательно, что его отец был псаломщиком и старостой церкви, а мать, в конце жизни стала монахиней. С детских лет Петр пел и читал на клиросе, позже был псаломщиком в Никольском храме. После окончания школы Петр работал несколько лет в родной деревне и готовился, по совету любимой школьной учительницы, к поступлению в Семинарию. В 1947 году Петр поступил в Киевскую Духовную Семинарию, по окончании ее в 1951 году был направлен в Московскую Духовную Академию, которую закончил в 1955 году и получил звание кандидата богословия.

По свидетельству современников в Академии он выделялся своей особой молитвенностью и стремлением к подвижнической жизни. Из воспоминаний протоиерея Владимира Тимакова:

"Он раньше всех поднимался и отправлялся в Лавру на полуночницу, в четыре-пять часов утра... Потом придет потихоньку, но от студентов разве может укрыться? Конечно, не укроешься. А как только узнали, сразу давай ему величание петь как подвижнику. Он бросился к нам: "Да нет, я самый грешный, самый худородный". Мы же продолжали его искушать".
Много истинных подвижников благочестия было в ту пору в Лавре, среди них и будущий старец схиархимандрит Кирилл (Павлов). Из воспоминаний старца Кирилла: "Мы с ним вместе проживали в одной келье на колокольне. Жили как отшельники - ни туалета не было, ни воды, ничего там не топилось, воду носили снизу и зимой, в стужу. То, что он был ревностный подвижник - этого от него не отнимешь. Всегда на коечке без матраса. Такой устрой был - подвижнический, монашеский. К подвигу стремился..."
Кротость, смирение, открытость привлекали к нему учившихся с ним студентов. Был он отзывчив и нетребователен, если было чем поделиться, то он делился сполна. Свойственна была ему и абсолютная нестяжательность.

Св. преп. Пафнутий Киево-Печерский


На третьем курсе Петр решил посвятить себя монашеской жизни. 7 июля 1954 года он был пострижен в монашество с именем Пафнутий, в честь прп. Пафнутия Киево-Печерского, 18 июля 1954 года - был рукоположен во иеродиаконы, а 7 марта 1955 года митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) в Никольском храме, в Хамовниках в Москве, возведен в сан иеромонаха.
С октября 1955 года иеромонах Пафнутий подвизался в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре. По свидетельству современников верующие часто обращались к молодому иеромонаху Пафнутию за духовным советом, наставлением, утешением.
Иеромонах Алексей с Нового Афона вспоминал: "Он еще молодой был... Как отец Савва Псково-Печерский говорил, сейчас времена такие, как на фронте, за год уже и несколько чинов получишь, и медалей, и наград. Гонение большое было, но очень большое духовное созревание было, и перемены происходили в напряжении. Он и тогда был такой мудрый, притчами говорил, он не говорил мирским языком, а всегда какое-то такое изречение скажет, что коснется всех твоих состояний, укажет на главное и наставит, как дальше продолжать. Он очень мудрый был". Однако пребывание молодого иеромонаха в Киево-Печерской Лавре оказалось недолгим. Он по доброте своей решил перефотографировать иконы и раздавать их как благословение верующим. (В то время трудно было приобрести иконы, а желающих иметь иконы дома было много.) Кто-то донес, нашли иконки и иеромонаху Пафнутию сказали: "Поезжайте куда хотите, но вас на Украине быть не должно". В тяжкие годы гонения на Церковь Православную старец сумел сохранить искреннюю живую веру, стойкость и мужество в исповедании Христа.



 
putnik_shepДата: Суббота, 23.10.2010, 19:06 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline

Высказывания, поучение старца Феофила

Наши страсти — это наши великие болезни. Когда наша природа желает, боится или иным каким-нибудь об разом приходит в возбуждение, она тогда страдает, терпит, волнуется и выходит из того спокойствия, в котором и заключается ее здоровье. Но из всех страстей самая большая — это ненависть, особенно когда она сопровождается смертоносными призна­ками мщения.

*
О, что это за недуг! Это возгоревшая желчь, которая изнутри возбуждает дух, стесненный тысячами волнений, а извне обнаруживается на лице, искаженном от печали. Это великая тяжесть уныния, которая падает на сердце, волнует и подавляет его. Это внутренняя возбужденность души, вы­зывающая самые страшные движения, это мрачный туман в уме, подымающий волнения пагубных помыслов. Яд в кро­ви, отравляющий всякое удовольствие, поджигающий и рас­паляющий жестокость. Это злодейская страсть.

*
Мы должны воспитывать в себе дух кротости, смире­ния, незлобия, долготерпения и умеренности во всех поступ­ках. А чтобы иметь в себе такое расположение духа, надо помнить общую слабость человеческую, общую склонность ко грехам, в особенности — свои великие немощи и грехи, а также безконечное к нам самим милосердие Божие, которое прощало и прощает нам грехи многие и тяжкие за покаяние и смирение наше. Да уже одно чувство благодарности к Богу за его безчисленные к нам милости обязывает нас быть снисходитель­ными и милостивыми к нашим ближним, которые одной плоти и крови с нами и имеют одинаковые немощи, страсти, преткновения.

*
Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». Он, мно­гомилостивый, хочет и от нас милости, милосердия, незло­бия и терпения относительно ближних наших. Он же готов всегда помогать нам во всяком добром деле. Если у тебя злое сердце, проси в покаянии, чтобы Он смягчил твое сердце, сделал кротким и долготерпеливым, и будет оно таково. «Сыне, даждь ми твое сердце».

*
Сея вокруг себя семена любви и милосердия, мы как бы обязываем Господа милостью Его к себе. То, что мы пода­ем нищему, голодному, нуждающемуся, то, что мы делаем страдающему, плачущему, утешая его — привлекаем благо­словение Божие к нам. Сказано в слове Божием: Благотво­рящий бедному дает взаймы Господу (Притч. 19, 17). А Гос­подь воздает всегда щедрым Своим отеческим воздаянием. Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия из­бавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь... Господь укрепит его на одре болезни. Вот каковы плоды этой добродетели, этой священной заповеди нашего христианского закона о любви и милосер­дии, преподанной всем нам к неуклонному исполнению в жизни земной нашим Господом Спасителем. Наш Господь Бог, в Которого мы веруем, назван в Сло­ве Божием Отцом сирот и убогих. И чем мы больше можем заслужить благоволение своего Небесного Отца, как не сво­им милосердием к нищему, убогому, плачущему, скорбяще­му, ко всем, требующим и жаждущим от нас нашего состра­дания, утешения, нашей помощи? А тот, кто оскорбляет нищего, убогого, просящего о нашем сострадании, кто закрывает свое сердце к горю брата своего, тот оскорбляет Самого Господа Бога в лице меньшего брата своего...

*

Чтобы жить по-христиански, держитесь Православной Церкви. Живите христианской жизнью. Раз в месяц прича­щаться надо, дома употреблять крещенскую воду и часть святой просфоры по утрам. Как первые христиане, подра­жать им надо. А то книги читаем часто: прочитали, закры­ли, забыли. Как они жили — первые христиане? А первые христи­ане жили очень высокой духовной жизнью: сегодня они при­нимали христианство, завтра у них отнимали имущество. На третий день на страдание приглашали. Они на все готовы были. Вот и вы подражайте. Книги читайте, все хорошее закрепляйте. В Евангелии говорится: «Вера твоя спасла тебя», то есть первые христиане обладали великой верой. Господь напоми­нал им, чтобы они имели живую веру и высокое христиан­ское благочестие. Вот они и старались жить по-настоящему. Господь их благословлял на труды, на подвиги. Они крепко исповедовали Христа, веровали Ему и часто отдавали свою жизнь — как святой целитель Пантелеймон, Георгий Побе­доносец (первый министр Диоклетиана), великомученица Варвара, мученица Параскева, великомученица Екатерина и другие... Вот светочи первых христианских людей! Им подражайте, их читайте, следуйте им.

*

В храмах чаще бывайте, веруйте, посещайте главные святыни Киевской Руси, особенно Лавру Киево-Печерскую. Угодникам Божиим целуйте ручки, подражайте им в жизни их. Вот и будете вы настоящими, тоже хорошими христиа­нами. Дай вам Бог преуспевать во всем и идти от силы в силу и достигать высшего духовного совершенства.

Китаевский скит по преданию был основан в XII веке при св. благоверном князе Андрее Боголюбском. В XVIII в. здесь подвизалась преподобная Досифея, некогда благословившая на подвиг юношу Прохора Мошнина, будущего старца Серафима Саровского. В XIX в. здесь нес свои подвижнические труды схииеромонах Феофил, Христа ради юродивый. В 30 годы он был закрыт, в 1992 году скит был возвращен Православной Церкви, но лишь в августе 1993 года, когда наместником был назначен архимандрит Пафнутий, началось возрождение Китаевской пустыни.

Библиография
"Свято-Успенская Киево-Печерская лавра", "Народный каталог Православной архитектуры"
"Киевский старец Феофил Новый Схиархимандрит Китаевской пустыни", Михаил Яковлев, Русский Паломник, № 20, 1999 г.


 
Форум » Посох духовный » Духовные светочи » Старец Феофил (Россоха)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: