Дата: Понедельник, 16.05.2011, 19:31 | Сообщение # 16
Группа: Друзья
Сообщений: 1142
Статус: Offline
Игумен Евмений
«С того момента, когда однажды откроется человеку, что есть вне его равноценное ему Лицо человека, он сам начинает превращаться в человека. Все в его жизни и сам онпреобразится, и великая гераклитова истина, что все течет и проходит, приобретает совершенно новый смысл: если все безвозвратно проходит, если ни одно мгновение бытия и жизни не повторяется, если проходящий мимо человек дан тебе однажды, чтобы никогда и ничем не замениться и не повториться для тебя, то какова же страшная ответственность человека перед каждым моментом жизни, перед каждым соприкосновением с другим человеческим Лицом, перед утекающей драгоценностью бытия.
Само восприятие истины преобразуется. Для того, кто видит в мире одни лишь только более илименее повторяющиеся вещи и связи между вещами, истина есть удобная для меня моясобственная абстракция, которая меня успокаивает, удовлетворяет и вооружает дляновых побед над вещами. Для тех же, кто однажды увидел, учуял в мире Лицо,истина есть важнейшая и обязывающая задача жизни, все отодвигающая в истории вперед, драгоценная и любимая, как любимое человеческое Лицо» (Алексей Ухтомский «Жизнь с Лицом Человеческим»).
Каждому человеческому существу известно это желание, без него мы еще не вполне люди: найти хотя бы одного человека, который бы любил и принимал нас такими, какие мы есть. «Мне не нужно много, Господи, хотя бы одну человеческую душу, одного человека, который разделит со мной мою жизнь и позволит мне разделить ее (его) жизнь…».
Наблюдая за мельканием лиц за окном моего поезда, лиц, через которые как на закате солнце сквозь деревья, проглядывал вмою жизнь Единый Божественный Лик, я с отчетливостью понял (совсем недавно), что вглядывается и любуется нами через разные человеческие лица именно Единый и Единственный, имя которого чудно.
Проявляясь в нашу жизнь таким образом, Он не спешит открывать Себя как Себя. Он является тайно, не называя Своего имени, новсегда являя благословение. «Спросил иИаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там» (Быт. 12, 29)
Вспышками, бликами, ослепительным светом,тихим вечерним свечением является Он нам и измерение, через которое это происходит – человеческое Лицо. Но так же внезапно по необъяснимой причине мы можем перестать видеть этот Невечерний Свет, или же почему-то для нас он перестает проявляться через того человека. «Где ты?» - кричим мы, - «Почему не светишь мне больше, ты меня бросил, оставил…».
«Она больше не хочет видеть меня и встречаться со мной». «Он изменил мне с моей лучшей подругой». «Я больше не люблю ее, но нам приходится жить вместе». «Мы были лучшими друзьями, пока у него не появился еще один друг», «Моя возлюбленная погибла за несколько дней до свадьбы и эта ранане заживает до сих пор». «Он ушел от меня, просто собрал вещи и сказал: я ухожу».
Если же человек даже не понимает того, о чемего просит другой, если он реально осознает, что никогда не давал ожидаемого и не может дать просимого, то что мы делаем с «оболочкой», сквозь которую когда-то Божественное осветило нашу жизнь?
По-разному. Иногда уничтожаем, выжигаем всебе добрую память о нем. Иногда звоним-пишем и умоляем вернуться. Иногда мстимза «предательство». Порой осознанно причиняем профилактическую боль, «что бы больше не лезла в мою жизнь». Вспоминаем, что «надо только выучиться ждать» и тешим себя иллюзией, что «обязательно вернется». Дергаемся, когда приходит смс («вдруг это она?»). Хотим «предупредить других о том, какой это опасный илживый человек». «Дружим против» и «собираем свидетельства потерпевших». Иногда принимаем «как есть» и отпускаем с миром, переламываясь в одиночку или с помощью спиртных напитков.
Что же в реальности? Свет Господа блеснул внашу жизнь через нее (или через него). Но Свет уже не струится нам через этот витраж. На старых фотографиях хранится то, чего в действительности нет. Этотчеловек был лишь сосудом, через который в твою жизнь проявилась любовь Господа,но поскольку мы сделали на «форму» слишком большую ставку, слишком привязались к сосуду – Он перестал проявляться через нее, чтобы научить нас непривязываться ни к чему в изменчивом мире форм, опираться только на Царство, которое внутри, на измерение Глубины, которое есть Он, вечное Я ЕСМЬ.
Почти это, земным поклоном поблагодари Бога и человека что это было, не удерживай, отпусти. Согласись на то, что Бог в твоей жизни проявляется теперь как отсутствие того, что ты привык называть любовью, проявляемой как единство, бесконечность, блаженство. Пойми, что если человек так или иначе уходит из твоей жизни, это не от него вовсе, этопроисходит с ним, и он (она) ничего с этим поделать не может. На Небесной Шахматной Доске фигуры сдвинулись таким образом, земное только отражает происходящее в Духовное измерении.
Теперь наблюдай, прислушивайся. Просто будь,скажи всему «да, согласен», выдохни и с благодарностью отпусти. Это твой ответ Богу на Его репликутебе, явленную через обстоятельства твоей жизни. И тогда проявится мир в душе твоей, поскольку между Бытийностью-как-она-есть и твоими эмоциями и чувствами не будет антагонизма или зазора, все снова станет Единым.
Написал это сразу для нескольких близких мнелюдей проживающих, но еще не переживших опыт потери близких отношений, сглубоким состраданием и из личного опыта.
Дата: Понедельник, 16.05.2011, 19:35 | Сообщение # 17
Группа: Друзья
Сообщений: 1142
Статус: Offline
Игумен Евмений
«Когда человек одинок, он не так уж плох; но когда сформировалась группа, возникает паралич; люди оказываются настолько сбиты с толку, что не могут судить о том, что правильно, а что неправильно. Некоторые люди идут в ситуацию группы намерено,чтобы испытать групповой паралич, - и даже платят за это членские взносы. Часто люди пользуются объявлениями для того, чтобы свести других вместе для достижения какой-нибудь политической или духовной цели и создать новый групповой паралич. Мудрый человек держится на некотором расстоянии от общества – не для того, чтобы уйти от него, но чтобы избежать этого паралича» (мастер дзен Саваки-роси).
Любая группа несет в себе соблазн усреднения каждого под общее. И если начинается движение в группу поиском общего, то со временем происходит усреднение.
Уже с первой встречи формируется групповое поле. Если у группы есть определенная цель, по достижении цели она должна быть распущена. Разрушение групп необходимо для того, чтобы каждый мог возвращаться к слышанию себя в тишине и одиночестве.
Христос призывал каждого раскрыть в себе Источник. Чаще всего свое внимание, время, силы люди «выливают» в нечто групповое, питая надежды, что живую воду им дадут извне. Внимая, проецируя, ожидая, восхищаясь… чтобы потом еще раз разочароваться.
Каждый член группы со временем занимает в ней ту или иную роль, как обозначенную заранее, так и возникающую стихийно. Например, роль лидера, роль антагониста, роль защитника лидера, роль «правой руки» лидера, роль серого кардинала, роль расстановщика стульев, роль со всем согласного конформиста, роль разносчика чая.
Люди, кочующие из группы в группу, несут в новую группу историю взаимоотношений в предыдущей. Реализуется это посредством механизма проекций: подсознательно назначая на те или иные, уже привычные роли, не только себя, но и окружающих людей. И если человек был «разоблачителем» в предыдущей, то в новой проявится так же, если же его «не приняли такими, какой он есть» в предыдущей, то и в последующей он спровоцирует даже ангелов отвергнуть его. В новые группы мы неосознанно несем свои прежние истории, роли, восторги, разочарования и ожидания.
Если группа собирается регулярно, со временемпоявляются люди, кочующие из одной в другую группу, переносящие «новости», сравнивающие,«греющиеся» в групповой атмосфере. У любой группы со временем появляются антагонистичные группы (нередко выходцы из этой же группы, которые организовали свою). Со временем могут появляться «лояльные» к каждой из враждующих групп, причастные и к одной и к другой группе одновременно.
На этой стадии уже закручивается групповая динамика, причем со временем все участники, включая лидера, становятся ее заложниками. Первоначальные (вертикальные) цели динамически развивающейся группы со временем подменяются тусовочной атмосферой, горизонталью. Душевные отношения и практическое обустройство членов группы со временем вытесняет первоначально декларируемую цель.
В любой группе возникает соблазн потерять индивидуальную осознанность, «пожертвовав собою» в пользу «общего паралича». Совместность прекрасна, если каждый остается индивидуальностью. Но для большинства совместность чревата выпадением в неосознанность, потерей себя в групповой радости, чаще же – в иллюзии совместности, совместности социальной, не на глубине, а на поверхности.
Поиск референтной группы чаще всего связан с подсознательным желанием вернуться в материнскую утробу, где тепло, защищенно,уютно, безопасно.
А как же поиск «правильной» религиозной группы? Совершенно так же! Религиозный поиск большинства людей прежде всего есть поис кэго, которое нуждается во внешнем оправдании и гарантированной принадлежности к«Истине» или к институту, который наличие этой самой «Истины» гарантирует. Иногда- к группе, которая «занимается поиском», или же к «истинному учителю» (илидуховнику). Эго не интересует истина как таковая, оно реализуется именно в сладком чувстве защищенности и, как следствие, в отсутствии личной ответственности. Как это - идти в одиночку, по водам для эго не понимает.
Поэтому-то Жизнь периодически вытряхивает нас из уютных групповых лагун в пространство полного одиночества. Только один на один с Богом мы осознаем свое бегство от себя же самих в группу, в толпу, в сообщество,в «образование», в «личностный рост», в организованную религию.
В этой заметке я не ставлю под вопрос ценность человеческих взаимоотношений, ни в коем случае. Но зрячих отношений, которые возможны только при встрече двух человеческих глубин, максимум – трех («где двое или трое»)…
- Нет, это не про меня, я ищу подлинной духовности, духовника (мастера), религию (церковь, общину), которые помогут мне стать лучше, избавиться о своего эго, духовнее стать…
- Сколько духовных людей, знаков, текстов ты уже встретил на своем пути? Более, чем достаточно. И что ты сделал с этим? Твой ум просто «приватизировал» услышанное знание, «а-а-а, мы проходили это и уже знаем…», но почти ничего из этого ты до сих пор так и не пустил в рост.
Это наблюдение не является моим личным открытием. Просто пишу в заботе о тех близких мне людях, которые продолжают наступать на однии те же грабли и расковыривать одни и те же раны. Особенно печально слышать, чтоименно в группах люди безуспешно пытаются еще раз пережить мистический опыт, доступныйтолько один на Один. Иногда доходит до абсурда, который не способен быть осознанумом, мыслящим групповыми паттернами. Один мой хороший друг организовал конференциюна 1500 человек, которую назвал «Уединение с Богом»…
В завершение – еще несколько строк из Саваки роси:
«Поодиночке с людьми еще можно общаться, но когда они организуются в толпы, то начинают глупеть. Мыуспокаиваем себя тем, что у других всё также: я называю это «сумасшествиетолпы». Мы думаем, что просто должны быть такими же как другие.
Пробудиться означает осознать ответственность за свою жизнь, проснуться от сумасшествия толпы. Ты постоянно висишь на чужом поводке. Кто-нибудь ест жареную картошку, и ты хочешь жареную картошку. Кто-нибудь сосёт карамельку, и ты хочешь карамельку. Кто-нибудь свистит в свистульку, и ты кричишь: «Мама, купи мне тоже свистульку». И это такне только для детей.
Ты любишь сумасшествие толпы и при этом путаешь сумасшествие с настоящимопытом. Нужно чтобы ты сам стал прозрачным и проснулся от сумасшествия. Мудростьв том, чтобы покинуть толпу и идти на собственных ногах.
Не дай волнению вокруг взволновать тебя. Не дай атмосфере вскружить тебеголову. Это значит быть мудрым. Не дай использовать себя какой-нибудь философииили группе.
Ты должен твердо стоять на ногах независимо от того, с какой стороны дует ветер.
Чему мы научились с детства, это не больше чем выпендриваться. Некоторые говорят: «За кого ты меня принимаешь?!» За заурядного человека, кого же ещё? Одни строят из себя кого-нибудь из-за их богатства, другие из-за положения,третьи из-за духовности. Насколько же глупо выставлять свою заурядностьнапоказ. Заурядные люди отчаянно соревнуются с заурядными людьми.
Если тызнаешь, о чём идёт речь в твоей жизни, то потрать все свои силы воплотить это в реальность. Не нужно приглашать других делать это с тобой. Никто не может делать это за тебя: ты должен полностью жить свою собственную жизнь.
Количество последователей не решает, насколько хороша та или иная религия. Еслибы речь шла о том, кто может предъявить наибольшее число членов, то выиграл бы клуб заурядных людей.
Победитель и проигравший – только заурядные люди. Как грустно смотреть на проблемы мира: однагорячая голова машет мечом, другая палит из ружья.
Неожиданный дождь прерывает спор об орошении рисовых полей. Так как в споре речь шла просто о воде на полях, то дождь решает все проблемы».
Игумен Евмений Что сейчас у нас с Тобой? И есть ли что между нами, Господи?
Двусмысленно звучит, правда? Есличто-то между нами есть, значит, мы еще не «одно». А если между нам и ничего нет? Ни-че-го, даже пустоты? Если отделенность от Тебя, которую я преодолевал всю свою жизнь, преодолевал молитвами, постами, богослужением, исповедью, причастием, всего лишь иллюзия?
Если бы Ты действительно захотел «оставить» этот мир, то та колоссальная энергия, которую ученые определили как «пустоту внутри атомов», схлопнулась бы и всё бы рухнуло бы как карточный домик. А если Ты и есть Пространство за пределами того, что мы воспринимаем как плотная материя? Тогда в нашей жизни есть основание для полного доверия Течению, Пульсации Жизни, которая и есть Ты, а с Тобой ничего никогда не случается, ведь только Ты вечен и неизменен.
Тогда правы в своих интуициях Тагор, Исаия, Мирча Элиаде, Руми, Алан Уоттс… Тогда все, проникнувшие в Тайну бытия открыли это Запредельное пространство вне зависимости от того, кчему они «принадлежали» в своей земной жизни. Тогда не стоит спешить «свидетельствовать Истину», можно быть спокойным и уверенным в том, что каждому ищущему открывается,стучащему отворяют, но не спешат с ответами на незаданные вопросы.
И я уже не пытаюсь быть полезным кому-то, можно просто довериться тому, что со всеми все происходит. Благодарен происходящему и пульсирующему Всему: Тобою и в Тебе,хотя «Ты» все больше растворяется в Едином, за пределами «я» и «Ты».
И куда теперь я могу произнести это «Ты»? В физическое небо? В пространство? В глубинусвоей души? Все это верные ответы, но только тогда, когда я впадаю в иллюзиюпотери Тебя. Пытаюсь хоть где-то Тебя найти…
А если остановиться в этом самом «Ты» и перестать создавать его вовне? Если до конца уверовать в то,что «Ты» - дыхание нашего дыхания, как сказал об этом Руми.
Кто перед молитвой «создает»Образ Бога на иконе? И куда Он «девается» по окончании молитвы? Больше не проецирую «Тебя» на икону. Ведь Ты в той же мере в иконе, как и во мне.
А если мы молимся или поем Ему без образов, куда помещаем наш внутренний образ Бога, для того чтобы сказать Ему «Ты»? И куда этот образдевается-пропадает-схлопывается, когда мы возвращаемся к своим обычным делам?
Дальше интереснее – кто создает это образ (в том числе и словесный, и музыкальный), когда мы принимаем решение помолиться? И где был Бог за секунду до того, как ты принял решение вынести Его вовне (за пределы себя) для того, чтобы сказать Ему «Ты»?
Если «Небо - престол Мой, и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?» (Деян.7:49), то не наше ли сознание строит эмоциональные и пространственные «престолы», куда мы помещаем наши же образы Бога, которым и покланяемся?
Если между тем, чем яявляюсь по Сути и Тобой действительно нет ничего, то «и в смехе ребенка, и в свете зари» - тем более в человеке, созерцающем все это, – «Ты». «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор.12, 3-5).
И тогда видение Тебяв каждом отдельном фрагменте бытийности (если здесь уместно говорить о «фрагментах»), воспринимается как Поток и Пространство Любви.
Такое восприятие («Бог все во всем» - 1Кор.15:28.) посещает меня, нахлынет и… потом будто бы отбрасывает восприятие в мир форм, в мир плоти-плотности. И опять мне хочется найти «Запредельного (по ученому – Трансцендентного) Бога» и получить от Него прощение, утешение, покой. Помолиться Ему, песню Ему спеть, оправдаться как-то… Мы называем такие переживания посещением Божиим, благодатью, исполнением Духом, который неизвестно «откуда приходит и куда уходит» - именно так клетки памяти интерпретируют это состояние.
Время от времени человекопять проваливаемся в эго-скафандр, иллюзию отделенности, через которую невиден ни Бог, ни человек. «В такие дни я был с собой в разлуке и никого помочь мне не просил…». У христианских подвижников это называется богооставленностью, в этом состоянии Бога (как бы) нет, и себя тоже теряешь, не воспринимаешь как «есть». Иногда же душа вспоминает, что «отдельный от тебя Бог- есть» - но воспринимается он через призму твоих ожиданий («Добрый и ЛюбящийБог») или проекций («Бог Судья»).
Точно так и людей из эго-скафандрамы воспринимаем или же как тех, кто удовлетворят все наши потребности («позитивноевосприятие») или же как тех, которые могут нанести вред, боль или рану («враждебныеи злые эгоисты»).
В эго-состоянии и в Глубину трудно пробиться, и адекватное восприятие людей как Единого Я во множестве человеческих форм, теряется. Об этом сказка «Королевство кривых зеркал». И «Темная ночь души» - об этом. Смотрим в сторону Бога – и видим лишь свои маленькие страхи и чаяния. И тогда у нашего маленького эго появляется желание, именно желание спастись! Ведь оно – маленькое и ему угрожает исчезновение! Смотримна ближнего – и видим лишь подтверждение ожидаемых нами страхов и надежд.
Но ЖИЗНЬ просто СУЩЕСТВУЕТ. «А ларчик просто ОТКРЫВАЛСЯ». Как бы далеко мы ни путешествовали «вовне» и «внутрь», мы все равно возвращаемся к «точке» из которой осознаем все это, а затем к Пространству, которое и осознает эту точку. К Тихому, Неизменяющемуся и Неподвижному Пространству Осознавания.
Когда-то мне была понятна и близка молитва «если я тебе нужен, то собери мои осколки, Господи». Искал цельности, исцеления, пытался «обрести себя», понять и познать себя.
Затем несколько раз переживал опыт восприятия себя единым целым со всей Вселенной. Это было так глубоко и спокойно, что не хотелось возвращаться к повседневным делам. Смерть и жизнь слились в едином экстазе, Всё растворилось в Ничто.
Сегодня днем япережил себя цельным пространством между этими осколками, и у меня не возниклоидеи что «с этим нужно что-то делать», увидел, что идея «исцелиться» или избавиться от этого уже не возникала. Всё стало Одним, которое переживает Самого Себя.
Ищущий и Искомое непросто совпали, они всегда были единым целым, ибо «Себя отречься не может» (2Тим.2:13). Мейстер Экхарт, великий христианский мистик, пишет, кажется, об этом же: «...в этом прорыве мне открыто, что я и Бог суть одно. Я есть то, чем я был, и я не уменьшаюсь, не расту, ибо я есть неподвижная причина, которая движет всеми вещами... Те, кто не может понять эту речь, не должны тревожить ею свои сердца. Поскольку до тех пор, пока человек не сравняется с этой истиной, он не поймет этой речи. Поскольку это — несокрытая истина, идущая напрямую из сердца Бога».
Почему же никто никогда не говорил мне об этом раньше? Поверил бы я, если бы кто-то сказал? «Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?» (Иоан.12:38).
В словах Христа нет аргументированности, логической убедительности. Попробуйте посмотреть-послушать Его слова свежим взглядом. Евангельские истины освящены многовековой традицией,поэтому они выглядят не требующими доказательств, а если бы сегодня такое начал говорить какой-нибудь никому не известный человек на улице, и к тому же не сословныйи не образованный?
«Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (Иоанн 10, 33-34)
«Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав,выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их былпостроен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лук. 4, 28-30).
Его повели, толпа в ярости, а Он прошел сквозь. Увиделся только Его хитон со спины, мелькнувший и растворившийся в агрессивно настроенной толпе маленьких человеческих суждений.
Лет семь тому назад, купила на курсах книгу "Батюшка, я наркоман".Много поучительного.Наркотик-суррогат любви...Эта фраза не давала покоя часто.Давала читать книгу матери двух сыновей употребляющие наркотики. Рассказывала она, что сын, когда взял книгу в руки, плакал,не мог остановиться. Восстанавливаются.Помоги им,Господи!
Дата: Понедельник, 23.05.2011, 08:20 | Сообщение # 22
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline
Мне все равно так нужен Ты
Дело было так. Вечером зажег свечу перед походным образом Христа. Как-то все-все вспомнилось.Все 28 лет моего путешествия с Ним. Другое измерение случилось без моего усилия или желания, случилось со мной. «Господь» и «Иисус» слились в одно. Не могу этого объяснить... Раньше несколько раз переживал то, что называется «растворением». Но сегодня мне нужна была именно точка встречи. Открыл ноутбук иначал записывать.
Хочу ли я пройти сквозь Дверь-Христа к Отцу? Хочу стоять рядом с Тобой, пока не войдут все. С тонущего корабля Ты, Капитан, уходишь последним. Наша планета переполнена противоречиями, подобна Титанику. Ты замкнешь Собой этот путь уходящих, спасаемых Тобой. Хочу стоять рядом до тех пор, пока последний из Твоих войдет в Царство.
Сегодня Ты так дорог мне, так открыт мне… Ты плачешь во мне. И это слезы светлые, благодарные. Только Ты можешь вывести наши души, измученные собственной противоречивостью за их пределы. Мою, конечно, душу.
Прости нас, все мы делаем хорошие мины при плохой игре. За правильными формулами мы прячем наше неумение справляться с многообразием внешнего и внутреннего, прячемся в «вечные религиозные истины» от неумения жить в любви с людьми, которых Ты даришь нам. Искренние вздохи мы редактируем под литературные правила нашего языка. Чтобы выглядело!
Не хочу и детализировать Тебя и наделять Тебя тем, чего не нахожу в себе. Ты мне просто глубоко близок, глубоко симпатичен, что ли. Когда мне было 14 лет я впервые узнал о Тебе, решил посвятить Тебе свою жизнь, прожить с Тобой. Интересно прожить. И интересно живу.
Отшвырнуло меня куда-то на обочину жизни. Сбежал, не смог, не вырулил вовремя… Не думаю, что Ты меня отшвырнул, Ты во мне проживаешь Свою же неприкаянность, невостребованность, Свою земную "несостоятельность".
Люблю жизнь, люблю любить… но сколько же на этом пути противоречий и путаницы… Уже два часа ночи, а я зажег тебе свечу и не могу наговориться с Тобой. Так Тебе благодарен, что Ты не безличный, что у Тебя есть Имя, Образ, история, к которой можно прикоснуться.
Я люблю тебя не «за спасение» (хотел написать сначала "не за печенько"), не потому, что Тебя «положено любить». Просто так, вне зависимости от «вечности», «бессмертия» и прочих льстящих маленькому человеческому эго, вещей. Есть несколько событий в Твоей жизни, Которые стали и моими. Возвращаюсь, проваливаюсь в Твою жизнь. Так пересеклось, поскольку так полюбилось мне.
«Дай мне ладонь,скажи мне, что я здесь - Прикоснись, скажи мне, что я есть»…
Ты будь, пожалуйста. Вся моя жизнь – лишь поиск Тебя. В людях, в человеческой близости искал лишь Тебя. Мне и к Отцу-то именно ТВОЕМУ хочется, в «блаженство», «пустоту», «вечность» или «бездну» - не хочу.
Гефсиманию Твою живу, Петром, отрекшимся и прощенным дорожу, ученика на груди Твоей понимаю, ученика,который не выдержал Света Твоего принимаю и в свою жизнь, Магдалину, которая, кажется, слишком по-человечески любила Тебя, люблю.
Даже в других религиях, философиях, в творчестве и в новинках кино – ищу Тебя, Твои блики, Твои отсветы, Твои переливы… Глупо выходит как-то. Ведь можно просто прийти к Тебе. Но пишу как есть.
Ты моя Подлинность. По Тебе сверяю путь, дыхание, пульсацию жизни в моих жилах. Пусть знают все – я был, есть и буду Твоим учеником.
Иисус из Назарета. Распятый Мессия. Униженный и отвергнутый. Сегодня вспомнилось, что Ты сказал: «никто не отнимает жизни у Меня, Я сам добровольно отдаю ее» - тем самым сняв с людей все обвинения за Твою смерть,- то, на чем было построено бесчисленное количество религиозных спекуляций. Воскресший только для любящих, но не в качестве «аргумента», а потому что хотел утешить, быть вместе.
Твое имя затерто от частого употребления. В Евангелии от перепечатывания страницы залоснились, картинки выцвели. Но сквозь все это я сегодня все же прорвался в Жизнь Твою. Вернее,Ты позвал меня сесть у огня.
«Ночь все тише, я прошу, подари мне покой, Помоги мне закрыть эту страшную пропасть в груди!»
Ты моя первая и единственная любовь. Тебя знает мое сердце. Есть Ты. Есть я четырнадцатилетний мальчик, которого 28 лет тому Ты выдернул в Свою жизнь. Просто спасибо Тебе за все. Позволь… я буду стоять рядом с Тобой, пока в Твой Свет не войдут все живые существа. На стыке конфликтов, противоречий, в центре скандалов, вражды и ненависти хочу быть миром Твоим, мостом Твоим, примири все непримиримое!
«…без Тебя, поверь,мне просто нечем жить, Лишь один поцелуй над ключицей - и я полон вновь. Я прошу, позволь Себе посметь, Подмени собою мою смерть».
Моя жизнь совершенно ничего не стоит (для меня, по крайней мере), - но возьми еекак каплю, как песчинку, положи в основание примирения между людьми. Чтобы любви было больше, чтобы сшилось разорванное, чтобы очнуться от шока, боли,недоверия и гордыни всем нам и вернуться к жизни. И верни, пожалуйста, в мою жизнь тех, которых я не сохранил.
Пишу в день моего рождения на этой Земле. Да будет так.
«Существует «малый» и «большой» ум… Но они ничего не знают друг про друга…
Потому что «большой» включает в себя Всё!..
А «малый» исключает всё, - кроме себя!...»
(мастер Нго Ма)
«Малый» ум страстно коллекционируютинформацию, «большой» просто знает, или, правильнее сказать, имеет доступ ко всему, что ему необходимо знать.
Информация – всего лишь описание, как правило, чужих мнений, суждений, концепций, теорий, моделейреальности. Информированность человека о предмете своего познания может неиметь ничего общего с самим предметом познания.
Информация – лишь меню (иногда с фотографиями и химическими формулами блюд). Важно учитывать, чтона отношение к информации решающее значение оказывает информируемый (наблюдатель):«одному нравится свиной хрящик, а другому- арбузная корочка».
Знание – открытый доступ к Сути явлений, опытное разумение, которое невозможно вычеркнуть, преодолеть,забыть.
Большинство из нас информировано о реальности (как правило, другими), но мы так мало соприкасаемся непосредственно с ней. Разве мы знаем, почему мы живем, как осуществляется внас процесс жизни? Разве беременная женщина понимает, как в ней совершается формирование младенца? Она может быть информирована о том, что происходит на каждом месяце формирования, но знать, проникнуть в тайну формирования жизни, – нет, конечно.
Мы не являемся свидетелями факта собственного рождения. Нам неизвестно (мы не знаем), что ожидает нас за чертой смерти. Но мы информированы! И если об источнике информированности мы (опять же) проинформированы как о достаточно достоверном, эту информированность мы воспринимаем как «знание», на котором устойчиво возлежит наша картина мира. Но стоит поднять эту карту мы увидим, подпорки, на которых она лежит довольно хрупкие, а реальная территория во много раз большеи емче. И каждый раз, когда в нашей жизни мы переживаем опыт, выходящий за пределы нашей информированности, подпорки рушатся, а жизнь показывает неточность и недостоверность любого из ее описаний.
По факту нашегорождения у нас есть самое важное знание – знание как жить. Имею ввиду не «моральный кодекс», а как это происходит в нас и через нас, это вшито в наше «программное обеспечение». Именно поэтому мы и живы.
Знание не нуждается в информации. Оно уже присутствует внутри нас. Знанию присуща энергия – сила осуществления самой себя. Даже младенец знает, как жить,жизнь осуществляется через него вне зависимости от его информированности.Однако общество, из самых лучших побуждений, живому течению жизни выстраиваетрусло – обучает, информирует, объясняет, как жизнь устроена «на самом деле». Навыктакой информированности необходим для социального существования, если бы неодно ограничение, которой он создает: каждое из описаний претендует на своюполноту и достоверность.
Информация помогает намадаптироваться к условиям жизни в конкретном сообществе людей с их языком,обычаями, правилами. Но нередко обилие информации перекрывает индивидуальномусознанию доступ к самому Источнику жизни, заменяя Живой Огонь концептуальной картинкой на дверце в домике папы Карло.
Если живое и непосредственное знание людьми утрачено, информация может стать опознавательным знаком на пути. Но информация сама по себе не является путем, лишь указателем. Достигший знания уже не нуждается винформации. Более того, все мистические традиции говорят о необходимости освободиться от бремени информации по достижении Цели поиска. «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познанияХриста Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил.3:8).
Мы приближаемся к цели в той мере, в которой удаляемся от указателей, в той мере, в которой обладаем достаточной мерой внутренней честности и дерзновения в сверке самых дорогих для нас карт- описаний с непосредственной территорией жизни, по которойосуществляется наше движение.
Опыт Богопознания не исключает, а наоборот, рождает различные описания маршрута движения. «Представьте, что духовность и религия – это супружеская пара. Теология без духовности ущербна, а духовность без определенного концептуального осмысления не совсем человечна. В ранний христианский период это хорошо понимали, по крайней мере, отцы церкви. То есть,теология без духовности теологией уже не была бы. У нас должно было быть и то идругое: личное переживание и способность выразить его. Но в какой-то точке ониразделились. Это как пара, у которой произошел развод. У них был счастливый иочень плодотворный брак, множество духовных детей – подлинные и истинныедуховные последователи, например, религиозные движения средних веков. Ну, икогда вы разводитесь, от развода в первую очередь страдают дети. И все Божьилюди, все христиане страдают и будут страдать, пока два эти взаимодополняющие фактора восстановят свою связь и отправятся в постель снова и снова будут житьвместе» (Отец Томас Киттинг. «Будущее Христианства»).
Указатели нужны, но важнопомнить о правильном отношении к ним. Помнить, что карта не есть территория.Что реальность меняется ежесекундно, поэтому опытные картографы наблюдают заизменяющейся реальностью и пишут новые и новые карты.
Форма (даже самая правильная) не может гарантировать наличие содержания. Бутылку вина покупают из-за содержимого. Пытаясь «возродить духовность» мы пошли по пути восстановления форм. И так непросто разбираться с этим!
Знание Единого Источника всего иррационально, оно находится за пределами нашей информированности или образованности, в социальном значении этого слова.
Знание Бога сакрально. Оно за пределами религий, концепций и описаний.
Знание Бога энергийно. Оно не зависит от уровня информированности.
Лао Цзы сказал, что знающиймолчит. Очень немногим удавалось говорить из Знания. Слова знающих (Бога, к примеру) сразу же кодифицировались концептологами и выдавались за истину, воимя которой потом шла полемика, вражда, войны (а сегодня ведется защитадиссертаций и борьба с инакомыслием).
Знание Бога (=Истины, = Жизни, = Любви) изначально уже есть в природе человека. Нам бы помогать прорастать этому знанию в детях. Мы же, чаще всего, на это хрупкий росток нагружаем бесчисленное количество религиозных текстов, обрядов, правил. Росток надламывается. Ребенок теряет связь с внутренним измерением Правды. При этом не прививается и то, что было нахлобучено извне.
Отец Илья Дорогойченко замечательно сказал: «Ну какой ребенок любит Закон Божий? Ребенок бегает, играет, радуется»… И в этом егоБогослужение. Просто быть собой!
Преп.Антоний Великийсказал: «Я уже не верю в Бога, я знаю Его». Возможно, именно поэтому отцы-пустынники оставили нам больше описанийслучаев из их духовной практики, и совсем мало богословских рассуждений.
«В детстве я считал бабушку очень глупой,
Ведь она не училась в школе и говорила очень просто…
Я раздражался по поводу этих бесконечных
«Кушай, внучек, кушай – пей молочко, пей!»
Сегодня знаю:
Ее простые слова – вершина Мудрости…
А ее забота – Божественная Любовь!!!
Если сегодня вам непонятны некоторые слова,
Совсем не значит, что произносящих их глуп…
Может, это вам надо – совсем немножко подрасти!...»
(Мастер Нго Ма).
Учитель - не тот, кто тащит вас на себе на небеса, а тот, кто опускает вас на землю. Поэтому вы порой так обижаетесь на него (мастер Нго Ма)
В тишине и уединении сегодня внезапно вспомнил вкус Подлинного.
Это подобно тому, как мать не может принять смерть сына и, обращаясь к Богу, видит сына своего растворенным в Нем… Сын стал Целым Небом… Молясь Богу, она теперь молится и всему, растворенному в Нем. Бытийность Бога предельно очевидна в такие томительно тянущиеся часы. И она же ставится под вопрос: «Если Бог есть, то почему мой сын…почему сейчас… за что мне..? Тело похоронят, положат в землю, а сын… где же мой сын?»
И в этой очевидности мне вспомнилось… мне вспомнился «я», потерявший «себя», будто выпавший из этой Божественной подлинности, из которой (когда-то) жил, любил, говорил, созидал.
Что делать? – как не забыть то, что я вспомнил Это, то, что Это было когда-то со мной? Оно такое стремительное… как руками пойманная в воде рыба… не знаешь, откуда приходит икуда уходит… А если я снова забуду, что я ВСПОМНИЛ, что Это когда-то все-таки было со мной?
Чашечка кофе. Сижу в кафе, плачу как ребенок. Звонок другу:
- Привет, я вспомнил,кто я… Потерялся в многолюдстве, в разговорах ни о чем… мои ум и чувства жаждут стимуляции… поэтому ем, смеюсь, видео всякое смотрю… болтаю… а ведь… Того Самого ищу, как будто на заднем плане… чего-то ищу фоном, периферийным зрением души… и тут – вспомнил… И боюсь все-таки забыть это. Как не забыть?
- Когда ты помнишь, когда ты - Есть, - это твоя молитва благодарности, а когда ты забыл, - это время преклонения колен, время смирения. И то, и другое – разные грани проявления Единого, весь вопрос в воспринимающем…
- Дык да, понимаю я это. Но если даже не осознаешь то, что забыл – как быть? Вот, к примеру, слово на английском языке нужно вспомнить, вовремя не приходит на ум, можно заменить синонимом (отчего нередко страдает точность), а тут – синоним есть, а вот даже не помнишь, что он подменяет собой То Самое, Подлинное Слово… Будто и не было Его.
- Попробуй найти опору в книге, а лучше в человеке, который помнит то, что ты Знал Это и Был Этим… И устрой семинар (ритрит, сатсанг) самому себе, чтобы в уЕдинении вспомнилось…
- Благодарю, спасибо,так здорово, что ты - Есть.
Позвонил еще одному другу:
- …Понимаешь, если Этого нет, то бессмысленно все, что мы делаем. И даже семинары наши – все это мертвечина, слова теряют аромат, силу, вкус, это просто искусственные цветы с искусственным запахом, которые мы выдаем за настоящие. Сейчас вот иду по городу, смотрю на переходящих улицу людей, но никто (как мне кажется) даже не парится на эту тему…
- Главное, что мы с тобой помним.
Как здорово, что есть друзья. Друзья по чувству Подлинности. Которые скажут, напомнят. Не библейскими не психологическим, обычным человеческим языком.
Поэтому уходят, растворяются в водах разговоры, общение, отношения незрячие, в которых люди не видят Подлинное друг друга. Когда говорят сквозь призму проекций, информации друг о друге, ожиданий, но говорят не друг с другом здесь-и-сейчас, потому что – в болтовне, воспоминаниях и ожиданиях. Сначала я переживал по этому поводу. Сейчас вижу, что над уходом одних людей и приходом других в нашу жизнь никто из нас невластен. Жизнь происходит. Цепляясь за то, что уходит, и закрывая дверь тому, что приходит, мы тратим неимоверное количество усилий. А нам бы довериться,сдаться…
Наше эго инертно, оно сначала сочиняет картинку, потом пытается ее удержать. Оно ни за что не сдаст Богу иллюзорные права на собственное «авторство» собственной «жизни», на иллюзию «свободы выбора» и прочие игрушки.
…Что сейчас, что сегодня, Господи? Сегодня ты извергающийся вулкан или легкий летний ветерок? У меня нет к Тебе вопроса: «почему?» Перед Тобой моя раскрытая ладонь с тем, что мог бы назвать «самым дорогим». Если оно лежит на ладони, то только под действием Тобою установленного закона гравитации, если его уносит ветер, то только потому, что удерживать нет никакого смысла, мы ведь придумали, что в этом мире есть «мое», «твое», «наше». И от этого нам бывает больно – мы пытаемся удержать то, что удержать можем только в своей памяти (и то лишь отчасти).
Поэтому отпускаю «себя» и все «свое» полностью
Подобно лодке, плывущей по реке.
Больше не гребу – позволяя Твоему течению свободно нести меня.
Океан совсем рядом, - но только для тех, кто следует течению, а не плывет.
Больше не боюсь утонуть, памятуя, что именно страх заставлял меня грести.
А Ты говоришь, что утонувший в Тебе навеки спасен.
Там, где я нахожусь сейчас, - там и моя цель.
Если я делаю Тебя своей целью – значит, выношу Тебя «вовне» и пытаюсь уйти от Тебя.
Когда мой ум свободен от целей – я переживаю Тебя в себе …
Впрочем, Ты всегда со мной, я просто забываю об этом,
А потом забываю и то, что я забыл.
Мы становимся рабами своих страхов потому, что боимся оставаться одни.
Поэтому нам нужны толпа, сообщество, организация, чувство принадлежности к «чему-то»,
Поскольку «что-то», как нам кажется, не может ошибаться.
Или у него меньше шансов ошибиться.
Наши страхи стали основанием социальных институтов.
Они предлагают нам иллюзорное «чувство защищенности», этакий Госстрах.
На боязни самих себя, вины за нашу изначальную «порочность» основаны культы и ритуалы, которыми мы так дорожим.
Нам предлагается временное облегчение в обмен на пожизненную принадлежность.
Но разве испуганный, спрятавшийся в «утробу» толпы, ум может познать Истину?
Истина открывается смелым, а смелость быть собой приходит в Тишине,
В уЕдинении, когда мы перестаем пожирать эмоции, информацию, чувство значимости,
Соглашаемся быть в этой жизни просто прохожими,
Из Безмолвной Вечности, как ответ на вопрос «так кто же я?»
Дата: Понедельник, 13.06.2011, 15:25 | Сообщение # 28
Группа: Друзья
Сообщений: 1142
Статус: Offline
Сила инерции vs Целостное намерение.
Игумен Евмений
Бирюзовые стены в моей комнате. Свеча. Образ Христа. Запах чайного дерева. Тихо играет флейта. Сегодня, прислушиваясь к телу, ощутил тяжесть земли, силу гравитации. «Молчание у меня снаружи, молчание у меня внутри…». От однообразного сидения тело просит-желает разминки-движения. Потягиваюсь, двигаюсь вслед за потоком жизни, пульсирующим в теле, поднимаю руки вверх и обвожу круг. Приятные похрустывания. Глубокий вдох… Может быть вот так, в тишине, прислушиваясь к этим пульсациям жизни, изнутри переживания своей Богозданной телесности рождались упражнения, растяжки, асаны, движения. Господи, как же все-таки приятно открывать мир заново!
Выздоравливаю от «синдрома городской жизни»: много фокусов внимания одновременно, ни во что невозможно углубиться до конца + еще и еще валится информация, люди, звонки мобильного телефона, встречи, перенос встреч, метро, «не успеваю, извини», «не получается, давай в следующий раз»…
В городском ритме достигнутое сразу перестает быть интересным, ведь оно «уже есть» и ум гонится за новым достижением, планирует новую встречу, покупает новую книгу, скачивает новый фильм, записывается на следующий семинар. Намерение «встретиться» остывает после того, как внешним зрением увидел человека («привет, как дела?»), ответ на телефонный звонок тотчас обесценивает еще не произошедшую Встречу. Многие встречи так и не произошли, несмотря на то, что «тела» пересеклись в пространстве, успели похвастаться друг перед другом своими достижениями и обменяться свежими идеями.
Телефонный звонок:
- Давай встретимся…
- Давай, приезжай ко мне в деревеньку. Тут у нас тихо, за сутки осядет и успокоится московская пыль, будет возможность узреть друг друга, Встретиться.
Многие вещи мы продолжаем делать по инерции. Купленная книга становится «ценным приобретением»…для книжной полки. Большинство скачанных на торренте фильмов лежат мертвым грузом в терабайтниках флэш-памяти. А поскольку «вещей», которые мы делаем по привычке, на протяжении жизни мы скопили много, то именно их-то и продолжаем «делать», несмотря на то, что они уже не питают нас вовсе.
Совсем недавно я открыл для себя (благодаря одному человеку, который собой показал мне это), что «кушание» – это инсталлированная глубоко в подсознание социальная привычка. Нам не нужно так много! Кушать на самом деле хочет не организм, не тело, а вкусовые рецепторы + ум, который с детства обучен кушать три раза в день. Рецепторы нуждаются в стимуляции, приятном вкусовом раздражении, а из-за этого страдает (!) весь организм. Во-первых, он «зарабатывает и тратит» на пищу много денег. Много времени уходит на приготовление, поедание, мытье посуды, застольные ритуалы и разговоры. А сколько энергии уходит на сам процесс переваривания! Почти священное, знакомое с детства: «надо покушать», «время обедать», «за папу, за маму, за бабушку», «с хлебом ешь», «доедай, нельзя выбрасывать»…
Так вот, я стал прислушиваться, кто же хочет есть: мой организм (который большую часть времени находится в ощущении сытости), мое желание «вкусненько» себя простимулировать, или моя программа «нужно позавтракать-пообедать-поужинать».
Прислушавшись к ощущениям тела, я понял, что большую часть времени ему спокойно и достаточно. Понял, что мне больше не хочется впихивать, пережевывать и поглощать пищу, по крайней мере, в таком количестве. Что внутреннее согласие с Богом и самыми различными проявлениями Его воли в этом мире (включая себя самого) и есть истинная пища, в этом содержится колоссальный резервуар сил. «Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4, 32-24). Когда человек ощущает себя единым с Божьим Потоком,проявленным в телесной форме, само это переживание освобождает от рабства перерабатывания пищи (на которое уходит столько энергии, времени, сил!).
Понял, что постоянная зацикленность православных людей на «пост-непост», «что-сегодня-можно-что-нельзя» создает излишний ажиотаж вокруг той же самой пищи. Ум подсказывает необходимость накушаться сегодня, потому что завтра –постный день… снова и снова все вокруг еды… Ну уж а если «хорошо попостился» -тут эго наше укрепилось до полной неслышимости как не только Духа, но и собственной души.
С.И.Фудель написал, что Мария Египетская была в пустыне по любви. Мне кажется, что подвижники веры, не ели не потому что запрещали это себе, а потому что в пустыне они забывали об этой социальной привычке – кушать. Они осознанно перешли на ту пищу, о которой учил Иисус.
Путь «запретов себе», как показал мне мой опыт, бесплоден и бесперспективен. Запрет сам по себе провоцирует нарушение! В этой связи восхищаюсь мудростью ап.Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» (1Кор, 6, 12-13). Только сегодня изнутри дошел смысл этой фразы.
Мой холодильник пуст. Он достиг просветления! Если организму захочется есть, он подскажет мне, я послушаю его. Обещаю, что буду бережен к нему и не буду перегружать его лишним.Возможно, ради любви с благодарностью приму приготовленное друзьями уГощение, приготовленное для всех или для меня лично, потому что угощение – это нечто большее, это – причастность, определенная форма причастия Единому.
С информацией так же.Как много лишних, обусловленных, привнесенных обществом, воспитанием в нас правил, традиций и потребностей. Со школьной скамьи я усвоил: нужно «смотреть новости»,знать, что происходит в мире. Не нужно! Образ происходящего «в мире» очень избирательно формируется СМИ: от новостного блока, до всей программы передач, и в зависимости от идеологической задачи происходящее так или иначе «объясняется» доверчивым зрителям-читателям. Люди,которые смотрят ТВ и читают газеты, живут в искусственном мире, который сформирован мыслями других людей, не видя реального мира: Бога, своей души, других людей как-они-есть. Потому что перегруз!
Нам не нужен «информационный пост», который спровоцирует срыв (рано или поздно). Нужно просто слушать душу,что происходит с ней после информационного переедания, после «жареных фактов»….соскакивать с привычных рельсов пожирания ненужной информации. Душе это конечно же позволительно, но не полезно, ум…в тишине успокаивается. Океан затихает. Штиль…
Так же и с людьми: многие отношения мы тянем по привычке, они уже не питают. И если раньше мы, возможно, вместе преломляли хлеб души, то сегодня – нет… Но мы привыкли «назначать встречи» в надежде, что что-то произойдет «как тогда».
В последнее время меня очень огрочали отношения, в которых каждый раз приходилось знакомиться заново. Будто мы и не знали друг друга. Недоговоренность. Дистанция. Недоверие. После выяснений деталей, определенной интриги (кто же откроется первым), тянущихся разговоров об общих знакомых и друзьях… снова вручать друг другу верительные грамоты, ценность которых терялась после очередного разговора обо «мне» с другими людьми.
Все, отпускаю. Остаюсь только с теми, с кем могу присутствовать в Едином, и не важно, территориально в одном пространстве или на расстоянии. Единое в Едином случается, если люди взаимодействуют не «формами» а Суть-к-Сути. В мире форм и отношений мы никогда не сможем договориться, потому что они постоянно пульсируют, постоянно изменяются. Таково свойство жизни…
Ты видишь мое фото вконтакте, но ты не видишь меня! Ты читаешь эту заметку, но ты не спросишь меня, не тебя ли я имею в виду. Ты додумываешь «меня», придумываешь «меня», образ «меня» поселился в твоей эмоциональной памяти, ты мысленно беседуешь со мной. Но имеетли это отношение ко мне? Но видишь ли ты меня?
Встречались ли мы стобой за пределами форм? Там я остаюсь неизменным. Там нет притяжения, скучания, желания быть вместе. Потому что там мы неслиянны и нераздельны. Там между нами великое Пространство и великое Единство. Там нет ни взгляда, ни прикосновения, ни слов, ни вкуса, ни запаха. Там «Бог всево всем» (1Кор.15:28).
Из этого пространства возможно взаимодействовать и здесь. Только давай сделаем это тихонечко, без лишних слов. И если будем использовать слова, то не в отрыве от их первоначальных значений. Побудем какое-то время вместе, сонастроимся в безмолвии, в тишине выйдем за пределы, туда, где мы были до своего рождения и куда уйдем после смерти тела.
Колесо мира продолжает вращаться, но зачем же нам вращаться вместе с ним? То, что за пределами видимого мира никогда не движется, оно неизменно. Только осознавая себя частью Этого можно обрести покой и свободу.
Как только мы освобождаемся от эмоций прошлого и мыслей о будущем, ум становится пустым и спокойным, его волны стихают, остается Безграничное и Бесконечное. Это Океан Истины – пусть твоя река впадает в него.
Что касается меня, то ощущаю, что внутри меня горит Безначальный Свет Любви. Ощущаю себя вечерней лампой, которая наполнена Светом. Если ты увидел этот свет, это делает честь тебе. Лампа сама по себе не имеет никакой ценности, она ценна своей способностью светить. Посмотри в глубину своей души. Из нее тоже льется Свет. И этот Свет на всех Один.
Замечали ли вы: в проповедях, в творчестве, в песнях своих человек – один, а в жизни, в своих человеческих проявлениях – в большей мере, иной? Человек читает стихи о любви, так искренне проживает каждую строку, а в жизни он кажется холодным, самовлюбленным, отгороженным, с другими людьми ни о чем, кроме «своего творчества» ему и разговаривать-то неинтересно. Проповедует о «нищете духа» и хвалится своим богословским образованием. Утверждает свою «школу любви, добра и гармонии», а при этом собственные дети говорят о том, что «мама не дала им достаточно добра и любви», поскольку сильно любила учеников своей школы.
Многие гении в жизни были одинокими и неуживчивыми людьми. С одной стороны, они - проводники великих идей (и нередко забывали, что они только проводники, идеи проходили через них), а с другой – они были слишком ассоциированы с самими идеями. И поэтому их маленькое «я», захваченное этим потоком и присвоившее его «себе» оказывалось в состоянии неслышимости и самозамкнутости.
Ощущение чуда в момент, когда тебе открывается нечто большее, настолько притягательно и сладостно, что, сливаясь с происходящим в себе, они переставали видеть чудо в жизни других людей, они не могли остановиться, чтобы созерцать красоту души человека, который сейчас напротив тебя. «А я… а вот недавно я… а вот со мной недавно… на днях я выступал перед… а на самом деле я…»
Уже давно задумываюсь над этим. Хочу отследить, как сам попадаю в автоматическое действие этого «я»-механизма, замечать ситуации, когда мышеловка эго захлопывается, наше маленькое «я» продолжает транслировать слова-слова-слова на духовные темы, будучи отрезанным от Источника мироздания.
В душе каждого из нас возникают вспышки-озарения: в тихом молитвенном предстоянии, в порыве творческого вдохновения, в мгновения, когда в душе рождается музыка, в моменты, когда Подлинное открывается нам. Но как только мы оказываемся в пространстве взаимоотношений, нам хочется «донести» это до других, «доказать», «убедить»,«продавить», заставить согласиться… или мягко выслушав, намекнуть на наш «правильный ответ».
В большинстве разговоров на «духовные темы» (не говоря уж о других темах), собеседники не слышат друг друга, защищают «свои» взгляды, боятся встретиться с правдой другого человека.
А ведь духовное, Присутствие, Дух Святой проявляется только тогда, когда мы благоговейно затихаем перед другим, даем пространство ближнему нашему, тому, кто напротив. И если ближний тоже достаточно тих, то тогда Бог, который почтен каждым в каждом, проявляется «посреди», как Необъятное Пространство глубины, любви и свободы.
Когда люди неактивностью, тишиной, слушанием без ожиданий, открывают, делятся пространством своей жизни, они исполняют тем самым заповедь о любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13). Дай несколько минут пространства, слышания другому – и ты исполнишь заповедь о любви. Перестань говорить из «я»-кания, полемики, спора, желания доказать ближнему, пусть даже самые супер-пупер «духовные истины». Нет ничего более ранящего дух, чем библейские (или любые другие духовные) истины, которые продавливаются в сознание слушателей напором, нажимом: «жуй-жуй, глотай…».
Желание продавить связано, прежде всего, со страхом говорящего. «Или я прав - (кричит их эго) - или они! Но тогда, - о ужас, - мне тогда конец! А чтобы «меня» стало больше, я должен всем доказать, что я прав! Стану философом, поэтом, артистом, которому будут аплодировать, проповедником, начальником, бизнесменом, депутатом, - и докажу им…»
С грустью наблюдаю, как религиозными деятелями, «представителями творческой интеллигенции» и «артистами оригинального жанра» транслируются те или иные правильные истины (возможно даже открытые им Самим Богом). Но – как! Сокрушаюсь, видя это и в себе…Вспоминаю любимый мною афоризм Г.С.Померанца: «тон дискуссии важнее ее содержания». Печально видеть ток-шоу, куда сегодня приглашают священников,которые, по замыслу режиссера, должны представлять одну из точек зрения на такую-то «проблему»:
- Отец Всеволод, ну а все-таки Вы причастите Анастасию Волочкову, если она придет в Ваш храм? (реплика из ток-шоу НТВшники).
Причастие как средство контроля и как повод для разделения!
В этой студии собрались писатели, журналисты, телеведущие, батюшки, балерина Волочкова и даже Жанна Бичевская. И все они так кричали друг на друга! Никто не слышал другого. Даже те, кто назывался православными, даже из чувства корпоративной солидарностине смогли объединиться в «единый фронт». Каждый за себя и против всех! А когда они останавливались, ведущий подбрасывал перца, и опять… И никто не почтил Бога. Бога, Который - в каждом из них. Каждый, защищая себя, орал на остальных. И каждый делал это искренне!
Как на все это смотрел Бог? Они разорвали Его на части, сами не ведая, что творят.
Но Он все равно бережно хранит каждый сосуд.
Мы - и Его Содержимое и Его сосуды.
Сосуды бывают разные:«Не властен ли горшечник над глиною,чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Рим.9:21). Ты наш Горшечник, Господи. Мы все созданы из Тебя, ибо кроме Тебя никого и ничего нет. Наша индивидуальность – это данный нам в аренду сосуд, а наше содержимое – это Ты. Из одной и той же глины – а такими разными… Мы раним друг друга, убиваем и физически, и не-до-верием, неверием своим. Иногда мы неосознанно делаем больно сосуду другого человека, чтобы, разбив его, увидеть Тебя.
И я больше не буду соблазняться о сосудах, потому что тогда есть риск, что не узнаю Тебя и вместе с сосудом выброшу и Содержимое. Не буду разбивать-вычеркивать из своей жизни ни один из сосудов. Зачем-то они нужны Тебе именно такими. А значит и мне. Буду доверять, чтобы видеть, как через нас всех, таких разных Ты все же творишь Свои чудеса.
«И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их».(Мф. 13, 54-58)
Возникает впечатление, что мода на различные семинары, тренинги и занятия психологической, эзотерической, религиозной направленности в нашем мире растет с геометрической прогрессией. Спрос рождает предложение. Кто задавался вопросом: чего мы ищем? Мы приходим и приходим (даже если 1000 раз слышали то, о чем будет говориться), чтобы послушать лекцию на уже известную нам тему, ищем новые и новые семинары…
Как мы поймем, что наш поиск закончился, что жемчужина найдена и наступило время продать все (Мф. 13,46)? И не только продать потому, что «не хватает на жемчужину», но и «все оставить», поскольку оно, прежнее сокровище, утратило смысл и значение. И ведь никто не из обучающих нас не дает критериев окончания процесса обучения, наоборот, чаще говорят «век живи – век учись».
Что нам нужно допонять? Какого знания нам еще не хватает? Или это привычка к обучению, как привычка к завтраку-обеду-ужину? А может, мы подсаживаемся на переживания «маленьких инсайтов», на вкус маленьких открытий о себе, о Боге, о других людях? Будто бы мы продолжаем учиться и никак не можем дойти до Сути, до познания истины (2Тим.3:7).
Каждый добросовестный исследователь знает, что истина проста. Нужно уловить суть явления, понять основную закономерность, заметить то, что не было заметно «замыленным» взглядом. В детстве у меня был альбом с особыми такими картинами: на них изображены цветовые пятна, а если смотреть как бы сквозь них, видно совершенно другое изображение. Все дело в особом фокусе внимания, в умении видеть сквозь видимое.
Понять бы как открывается эта Дверь, вместо того, чтобы подробно исследовать ее устройство. Вспоминается тот самый ларчик, который просто ОТКРЫВАЛСЯ… И тогда, возможно, закончится хождение по инсайтам, поиск дополнительных подробностей и деталей во всем уже давно известных (библейских) сюжетах, утолится желание знаниями или групповой сопричастностью восполнить в душе ощущение «эмоциональной дыры» или «интеллектуального пробела».
Давайте попробуем разобраться вместе. Вот, к примеру, известная всем библейская цитата: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор.2:14).
«Душевное», – наша индивидуальность, то, чем что нуждается в познавании, возрастании, в самоактуализации, в любви других людей и их признании.
«Духовное» - наше Божественное измерение, Бог, живущий в нас и одновременно являющийся нашей Сутью. Мы говорим на основании веры: «Живущий в нас», - когда находимся не в контакте со своей Сутью и говорим «Я есмь», когда переживаем То Самое измерение внутри нас. Хочется особо подчеркнуть слово наше и в первом и во втором случае.
Из цитаты видно, что ассоциируя себя с душевным мы не только вступаем в конфликт с духовным, но даже воспринимаем «духовное» как проявление безумия.
Если читать притчу облудном сыне событийно – это достаточно интересная и поучительная история «о ком-то». Если же опытно, мистически, относя ее текст исключительно к внутренней реальности - то это повествование о внешнем (душевном) и внутреннем (духовном) измерениях нас самих. Отец – это моя глубина, моя Суть, Дух, являющийся моим центром. Младший сын – мое эго, ищущее реализации себя во внешнем, предметном мире, во внешней активности. Именно оно предлагает «разделить имение», тем самым отрываясь от Источника сил, энергии, ресурсов. Источник соглашается на «разделение», какое-то время сын живет на отцовских запасах, затем «приходит в себя» и принимает решение вернуться. После тщетных попыток восполниться извне (внешними знаниями, эмоциями, предметами, деньгами, статусностью и т.п.) он возвращается к моей Внутренней Глубине (которая на всех – одна)! И происходит встреча, радость, торжество единения. Не случайно упомянут и еще один сын, который не получил опыта ухода и возвращения…
Если душевное (индивидуальное) в нас начинает реализовываться в отрыве от Духа (от Целого),возникает чувство отделенности, одиночества, со временем наступает эмоциональное истощание, духовная жажда, которая и провоцирует в нас поиск…
«Встреча со Христом» во внутреннем измерении нашего сознания и сердца означает признание и принятие в себе не только человеческого, но и Божественного измерения. Мы «тоскуем по раю», нуждаемся в исцелении, ищем утраченной изначальной целостности. Мы непринимаем, отчуждаем в себе нашу человечность («тень», телесность с ее многоразличными проявлениями) и уж, тем более, Божественное Измерение жизни, которое изначально присутствует в нас. Чаще всего мы живем «на стране далече», на внешней стороне самих себя, ассоциируясь с социальной, семейной или религиозной ролью. То есть «маска», желание выглядеть теми, кем мы «должны быть», настолько срослась с нашим лицом, что мы себя забыли.
Иногда тело (болезнями, болью) напоминает нам о нашей человечности, иногда «тень» - социально неприемлемыми чувствами и энергиями. Но мы упорно продолжаем отчуждать их от себя вместо того, чтобы интегрировать, войти во взаимодействие, примириться с собой. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом»(2Кор. 5, 19-20). Но даже то, что Бог полностью примирен с нашей человечностью воспринимается как умозрительная истина, которая не является нашим внутренним опытом.
В каждом из нас продолжает жить тоска по Целому, по Истине, по Любви. И вместо того, чтобы открыть Источник в себе («Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» - Иоан.7:38), через принятие Христа – а во Христе и нашего Богочеловечества, мы продолжаем восполняться из внешних источников: когда видим в том или ином месте возможность почувствовать любовь, познать что-то нового, многоразличные проявления жизни, - мы спешим туда, мы готовы платить за это… лишь бы не направить поиск в глубину.
Пожалуйста, с особым вниманием прочитайте эти библейские строки, с осознанием того, что Бог, который и есть Ваша глубина, Ваша Суть, взывает к Вашей переферии, к внешнему человеку: «Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер.2:13). Мы оставили нашу же Глубину и пошли искать вовне!
Наши водоемы не могут удержать внешние воды, несмотря на то, что мы посещаем храмы, семинары, собрания, конспектируем транслируемые нам истины, записываем их на диктофоны. Чужой источник лишь на время может утолить твою жажду, но если в тебе не открыт доступ к Сути Мироздания, которая в тебе присутствует изначально, ты постоянно будешь зависим от того или иного пространства, где с тобой происходят восполнения и открытия. Мы снова и снова идем в те места, где мы переживали те или иные состояния, не осознавая, что любое переживание подобного рода всегда с нами и в нас (ведь именно мы их переживаем).
Рано или поздно надежда на «место» или на человека, которого в собственном восприятии мы сделали источником духовных истин рушится, и мы разочаровываемся не только в них, но и во «внешнем Боге». Это состояние называют религиозным кризисом.
Еще раз, прошу, сместите фокус внимания и прочитайте это как призыв Вашей же Глубины: «Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. - Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш» (Иер.3:22)
Возвратившись к Господу нашего сердца, в наши глубины, мы будем утешены чувством целостности.Через наше сердце – средоточие внутреннего мира – Бог, Вечное «Я Есмь», говорит с нами: «Сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я буду искать лица Твоего, Господи» (Пс.26:8). И от избытка Жизни, возгоревшийся огонь более невозможно будет удерживать внутри: «И подумал я: "не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его"; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер.20:9). Если в тебе возгорится этот Огонь, тебе уже ненужно будеть ходить «на огонек» к кому-то, если в тебе откроется источник, ты уже не будешь жаждать вовек.